Дж.Ст.Милль (1806-1873)

Сын Джеймса Милля. Экономист, политик, философ, методолог.

“Система логики”1834. Основная цель – усовершенствование методологии наук об обществе, в том числе психологии.

  • Естественные науки – самые точные. Естествознание сделало свои открытия при помощи эксперимента и наблюдения.
  • Метод должен быть одним для всех наук.

Вывод: Психологии надо выработать такую же методологию, чтобы стать настоящей наукой. Надо использовать эксперимент и наблюдение + измерительные процедуры.

Психическая химия: простые идеи в совокупности не составляют сложные. Простые идеи порождают сложные. По продукту нельзя судить об исходных элементах. Даже зная свойства элементов, надо изучать свойства целого.

Короче: в результате ассоциативной деятельности появляется новое качество.

Психология не может существовать как наука:

1. так как у нее нет средств для реального анализа сознания. НО, несомненно, ее описания имеют практическую полезность.

2. Не существует самостоятельных законов духа. Психология – только ветвь физиологии. Нам кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциации. На самом деле между мыслями нет ассоциации, она – между состояниями мозга, предшествовавшими мыслям.

Предмет психологии – законы, по которым одно психическое состояние идет за другим. Однако, законов психической жизни нельзя вывести из законов нервной системы, поэтому следует обращаться к опыту и наблюдению.

Ассоциативные законы:

  1. сходные идеи стремятся вызвать друг друга
  2. если две идеи перемеживаются обновременно→ возникает связь
  3. при их повторении→ усиливается сила впечатления→ усиливается связь

Отступление от классического ассоцианизма:

  1. вводит понятие “Я” в качестве субъекта сознания. (В классике ничего кроме явлений сознания в психике не признавали)
  2. вводит ассоциации по сходству (помимо одновременных и последовательных)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: