Сын Джеймса Милля. Экономист, политик, философ, методолог.
“Система логики”1834. Основная цель – усовершенствование методологии наук об обществе, в том числе психологии.
- Естественные науки – самые точные. Естествознание сделало свои открытия при помощи эксперимента и наблюдения.
- Метод должен быть одним для всех наук.
Вывод: Психологии надо выработать такую же методологию, чтобы стать настоящей наукой. Надо использовать эксперимент и наблюдение + измерительные процедуры.
Психическая химия: простые идеи в совокупности не составляют сложные. Простые идеи порождают сложные. По продукту нельзя судить об исходных элементах. Даже зная свойства элементов, надо изучать свойства целого.
Короче: в результате ассоциативной деятельности появляется новое качество.
Психология не может существовать как наука:
1. так как у нее нет средств для реального анализа сознания. НО, несомненно, ее описания имеют практическую полезность.
2. Не существует самостоятельных законов духа. Психология – только ветвь физиологии. Нам кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциации. На самом деле между мыслями нет ассоциации, она – между состояниями мозга, предшествовавшими мыслям.
|
|
Предмет психологии – законы, по которым одно психическое состояние идет за другим. Однако, законов психической жизни нельзя вывести из законов нервной системы, поэтому следует обращаться к опыту и наблюдению.
Ассоциативные законы:
- сходные идеи стремятся вызвать друг друга
- если две идеи перемеживаются обновременно→ возникает связь
- при их повторении→ усиливается сила впечатления→ усиливается связь
Отступление от классического ассоцианизма:
- вводит понятие “Я” в качестве субъекта сознания. (В классике ничего кроме явлений сознания в психике не признавали)
- вводит ассоциации по сходству (помимо одновременных и последовательных)