Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики

Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 - 1716) полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы – гипотезу “предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств, а тело – по законам причин действующих или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим собственным началом, а не воздействиями извне.

Положения спора: 1)считал, что душа – не tabula rasa, а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить. 2)в восприятии простых идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность – апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.3)Лейбниц ввел понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот.

Годфрид Вильгельм Лейбниц (хххх - 1716) Открыл дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”, положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой, геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др. Критиковал эмпирическое направление. Отказался от отождествления психики и сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции.

Лейбниц Локк
1. Является ли душа “tabula rasa”?- Гельвеций и Дидро, Леонтьев и Рубинштейн
Душа – глыба мрамора со своими прожилками. Л. видит невыводимость “всеобщих категорий” человеческого рассудка непосредственно из чувственного познания. “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума”. Источник различия способностей в изначальной индивидуальности души. Душа – “tabula rasa”. Опыт – единственный источник знания. “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах”. Источник различия способностей в различном опыте.
2. Роль активности души в восприятии внешнего мира.
Монадология. Внутренний принцип \ закон действия монад. Деятельность вн. пр. которая производит изменения или переходит от одного восприятия к другому, м.б. названа стремлением. ® Подчеркивает активность созн. при получении элементарных ощущений. Сознание пассивно при получении простых идей. Активность проявляется лишь при памяти и мышлении.
3. Осознаваемость опыта - проблема бессознательного
“Неосознаваемые восприятия” “Природа не делает скачков”: несмотря на уникальность каждой отдельной монады, все они в совокупности образуют неприрывный континуум. Трудно представить себе запечатление в душе чего либо юез его осознания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: