Философско-психологические вопросы познания у Платона

В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. (VII книга «Государства»). Жизнь человека в мире чувственных вещей как в темнице с просветом: созерцание чувственного мира изменяющихся явлений не дает знания, только мнение (о мире вещей и их отображениях - о тенях от теней идей). А мнение - это нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания.

Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах:

1) рассудок. Относится к области идей, но при этом душа пользуется видимыми образами (геометр занимается видимыми формами и рассуждает о них, но мыслит не о них, а о фигурах, об их идеях)

1) разум или ум — это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики (термином «диалектика» называется познание посредством понятий). Это умение возводить единичное и частное к общей идее путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них дает знание - это рассуждение, внутренний диалог снезримым собеседником.

Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет — мир идей и мир вещей разобщены — вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущения, чувства не могут быть источником истинного знания. Понятия не могут образовываться из впечатлений чувственного опыта. По Платону, образы нужны как поводы, как внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и похожую на них идею: зрительность позволяет максимально охватывать являющееся идеальное. Идеи и наши души существовали до нашего рождения. Однако процесс падения души с небес на землю сопровождается забыванием душой всего того, что она ранее видела на небесах, но она может вспомнить об утраченных идеях. Когда душа видит тени идей, она вспоминает о самой идее. Процесс познания, по Платону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувственный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе, а в описании угадывается механизм ассоциаций (припоминание сходного). Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей, это необходимое средство становления души, но чувства мешают подлинному знанию: достигнуть чистого знания можно только отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет разум. Теория познания Платона является рационалистической и идеалистической.

Проявления души: познавательные способности; чувства - показатели гармонии (между телом и душой, между началами в душе, между людьми, должна быть гармония разума, души и удовольствия. Умеренность и соразмерность становятся красотой и добродетелью. См. идею блага, которое состоит из соразмерности – ума, красоты – ума, истины – ума, а также а также знаний, искусства, правильного мнения и чистых удовольствий души); неистовства: измененные состояния сознания (проявление Эроса, состояние предсказания будущего - состояние Пифии, психически болезненное состояние, состояние поэта в творчестве в результате чувств и разума), память

Итог: Чувственное познание – повод для познания, его результат – мнение, которое недостоверно. Истинное познание – интеллектуальное, диалектическое, оторванное от чувственности. Оно начинается с анамнезиса – припоминания душой идей, это чисто рационалистический, логический процесс, результатом которого являются понятия. Дальнейшее познание осуществляется посредством понятий. Рассуждение - это умение возводить единичное и частное к общей идее путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Результат – знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: