Новый взгляд на понимание души в филос-ии Ф. Бэкона

Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую лин. исслед-я души (переход от н. о душе к н. о сознании); род-к эмпирич. н. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, кас-хся природы д., и исключить органич. функ-ии из ее состава, перейти к эмпирич. опис-ю ее проц-в. Б. развивал идею о единой н. о человеке: 1-я часть н. рассм-т чел. как такового (фил-я человека), 2-я - в его отнош-и к общ-ву (гражданс. фил-я). К человеку Б. подходит натурал-ки, он выд-т науки о теле и науки о душе. Выд-л уч-е о лич-ти и уч -е о связи души и тела – материал-й подход. Уч-е о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей чел-у и жив-м. В каждой душе Б. выд-л свои способности (фун-и): для чувствующей - способность ощ-я и спос-ть выбора (стремление к благопр-м и от неблагопр-х обст-тв, произвольн. движ-я; имеют все тила эти спос-ти). Эти способности имеют все тела (e.g.: тела влекутся к земле). От ощ-я следует отличать восп-е как функ-ю души, однако критериев такого различения Б. не дает. Способности рац. души - память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Н-ки о душе должны иссл-ть их происх-е, спос-бы разв-я и укрепл-я.

Проблемы позн-я: Приз-л объек-ть сущ-го мира. Чув-ва считал исход-м элементом позн-я, но не исчерп-м. Данные чувств должны обраб-ся разумом. Глав. орудием позн-я явл-ся метод. Н. сос-т в прим-ии рац-го метода к чувс-м данным. Адекватным методом явл. науч. индукция. Разр-л ее как научную теорию. Заложил основы эмпирич. изуч-я явл-й созн-я. Б. своим творчеством завершает этап “психологии как н. о душе” и открывает новый этап - “пс-я как н. о сознании”. 1-м раз-л душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их разл-я. Призывал отк-ся от пустых изучений метаф.?в о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непоср-у изуч-ю психич. явл-й и процессов. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для позн-я и дея-и. Анал-т состояние н. в разных областях знания на дан. момент, дает их класс-цию. Предлагает единую н. о человеке, частью кот. является псих-я: фил-я чел. рассм-т чел-ка как такового, гражд. фил-я изуч-т чел-ка во взаимодействии с друг. людьми. Чел. обладает душой и телом. Тело - жилище души. ® Науки: о душе; теле (медицина, косметика, атлетика и н. о наслажд-ях); теле и душе (учение о лич-ти, союзе души и тела, физиогномика, толкование снов, взаимовлияние тела и души - психосоматика.

Уч-е о душе. Д. разделяется на рацион-ю. и чувс-щую (см. выше) -> теологич. Непоследоват-ть Б. по мнению Маркса. Б. верит в возможность знания и позн-я (причем эмпирич.), но признает его огран-я. Эти огран-я (ошибки, фундам. труд-ти) - призраки или идолы -> уч-е о заблуждениях (идолах), обман. чел. в силу его общей человеч. или индивид-й природы: 1) идолы рода - в самой природе чел., поскольку все воспр-я как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры – забл-я отд-го чел-ка. В ч.н., люди любят теории, которые они счит. своими или те, к кот. они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади - возн-т в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращ. в споры о словах. 4) идолы театра - вселились в души людей из разных догматов фил-и, а так же из превратных зак-в док-в. Преп-я к поз-ю или приобр-е или врожд-е; поз-е объект-й истины воз-но -> необ-ть «умст-х орудий»: логика; экспер-т; метод - науч. индук-я (от част-го к общ-му). Для того чтобы преодол-я возд-я идолов: 1) Обр-ся к опыту и эксп-ту: усилит позн-е, сделает доступным то, что недоступно органам чувств; 2) Прим-ть орудия и ср-ва позн-я. “Новый Органон” - правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из мн-ва отд-х посылок, правила индукт-го вывода).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: