double arrow

Аналитическая психология К.Юнга.


К.Юнг (1875 - 1961) ученик и, впоследствии, один из самых ярых «оппонентов» создателя психоанализа Фрейда. Окончил Базельский университет, стал психиатром, стал экспериментировать со словесными ассоциациями, обнаружил бессознательные комплексы – фрагменты с эмоционально окрашенными переживаниями, выделившиеся в результате психических травм. После ссоры и судебного дела с учителем, создает своё направление, названное им «Аналитическая Психология». Отличительные черты его теории:

1) сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями);

2) поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями);

3) судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности.

Строение психики: Эго (сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания), Личное Бессознательное и Коллективное Бессознательное. Психика по-прежнему – это сознательное и бессознательное, которое может быть:




1) личным (содержание индивидуального опыта: вытесненное, забытое и пр.). Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

2) коллективным (инстинкты, влечения от природного существа и архетипы от природного духа). Коллективное бессознательное – древнейшая психика с мифами и предрассудками. Архетип – некий прообраз и символ коллективного бессознательного прошлого опыта человечества. Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери).

Виды архетипов:

1) персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной;

2) анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму;

3) тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий.

Становление личности – индивидуация – становление Самости (объединение, уравновешенность, связанность сознательного и бессознательного). Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые. Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни. Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.



Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными.

У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Психологические функции он выделял следующие: рациональные (мышление – понимание сущености мира и чувство – оценочная функция) и иррациональные (ощущение – перцептивная функция и интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Обычно у человека одна из функций развита больше остальных – основная, вторая по развитости функция – дополнительная. Наименее дифференцированная функция называется низшей, она вытеснена и бессознательна. Равная дифференцированность функций возможна только в полностью актуализированной самости. Юнг ввел понятия ценности объекта . Это количество энергии, вложенной в него. Психодинамика подчиняется законам сохранения энергии (принцип эквивалентности) и принципу энтропии.



Методы:

1) словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций;

2) амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его;

3) анализ серии сновидений;

4) активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.







Сейчас читают про: