Индивидуальная психология А.Адлера

А.Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог и психиатр, ученик Фрейда, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. А также он является создателем социального Психоанализа. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности стимулирует психическое развитие индивида. Он стремится преодолеть его, стремится к превосходству. У него бессознательно формируются механизмы компенсации и сверхкомпенсации дефекта. Условия, способствующие чувству неполноценности в детстве:

1) физические недостатки (их можно преодолеть, изменив отношение к дефекту)

2) изнеженные дети (из-за неправильного воспитания трудности в общении)

3) бессердечные дети (из-за неправильного воспитания трудности общения)

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”. Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и в браке. Формирование стиля жизни зависит от взаимоотношения с социумом (сначала матерью, потом – семьей, потом – окружением). Без социального чувства и социального интереса невозможно добиться успеха в ключевых жизненных сферах. Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости. Если у личности хорошо развит социальный интерес – она нормальная с нормальным уровнем компенсации. Если нет – она невротическая с увеличивающимся чувством неполноценности и преувеличенной целью. Взгляды на движущую идею личности претерпели у Адлера эволюцию от понимания под таковой агрессии до стремления к превосходству, затем стремления к власти в понимании превосходства как “совершенной исполненности” личности. Метод Адлера – терапевтическая практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: