Вопрос о соотношении наследственности и среды

Стремится преодолеть механистические теории 2 факторов и бихевиоризм. Он различает развитие человека как организма и психическое развитие его как существа, живущего и активно действующего в социальной среде. Развитие организма (рост, развитие пола, НС, конституции) опирается на механизм, биологически зафиксированный в самом организме. Наследственность является здесь источником, а среда - только фактором, который действует согласованно или несогласованно с закономерностями механизма наследственности. В психическом развитии человека картина прямо противоположная: среда является источником, а наследственность – только фактором. Общее – всякое развитие есть результат взаимодействия наследственности и среды. Различна лишь роль каждой из них в развитии.

Ограниченность концепции Басова, по мнению Мерлина, состоит в том, что он рассматривает среду и наследственность как внешние по отношению друг к другу системы, взаимодействующие друг и другом (диалектико-материалистический принцип, согласно которому внешнее всегда действует через внутреннее, чужд Басову.)

Метод. Являясь в значительной мере продолжателем работы А.Ф.Лазурского с его естественным экспериментом, М.Я.Басов еще большее внимание уделяет фактору естественности в изучении ребенка, разрабатывая методику проведения длительного объективного наблюдения за ребенком в естественных условиях его жизни, дающую возможность целостной характеристики живой детской личности. Эта методика быстро завоевала симпатии педагогов и педологов, считалась перспективной и стала широко применяться. По отношению к этому предмету Басов разработал метод наблюдения, который считал наиболее адекватным приемом психологического исследования. Наблюдение в естественных условиях Басов понимал широко: оно не исключало в качестве своих компонентов и эксперимента и самонаблюдения. В разработанной Басовым методике наблюдения придавалось большое значение культуре наблюдения. Его итогом является характеристика ребенка, основанная на материале, «охватывающем все формы активности ребенка во всех видах его деятельности, или, наоборот относящемся к отдельным ее сторонам». Характеристика нацелена на понимание личности ребенка и имеет важное значение для педагогической практики.

Попытка Басова ввести в психологию понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии получила дальнейшее развитие в советской психологии в последующем в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.

В 1936 г. Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории. Выготский был объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: