Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики)

Рассматривались в связи с этическими проблемами.

Демокрит рассматривал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного, как критерии того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Целью жизни считал безмятежное и спокойное состояние, в основе которого лежит умеренность.

Эпикур: чувства есть помеха, следует избегать душевных тревог. Разумное удовольствие как цель жизни. Оно заключается в свободе от неудовольствия (атараксии), телесных страданий и душевных тревог.

Платон: не рассматривает удовольствие как высшее благо. Различал низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями) удовольствия.

Стоики рассматривали чувства в комплекте со стремлениями (определяя это как аффект). По их мнению, аффекты – это чрезмерные, противоразумные и противоестественные стремления души, связанные с неправильными представлениями о вещах. Выделали три стадии развития аффекта:

1. внешнее воздействие → физиологическое изменение в организме.

2. психический непроизвольный компонент (мнение о том, что произошло и как стоит реагировать);

3. вмешательство разума. Тут 2 варианта разворачивания событий: разум препятствует аффекту, составляя суждение о происходящей с точки зрения добра-зла; 2. неправильное суждение → аффект.

То есть аффект, будучи противоразумным, все же берет свое начало в разуме, а именно - в неправильном суждении. Поэтому, где нет разума – там нет и аффектов (дети, животные).

Проповедовали искоренение аффектов. Выделяли лишь три полезных: радость, осторожность, воля.

В концепции Аристотеля чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.

Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.

Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффектыкак наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями.

Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.

Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.

Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.

Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: