Разделяет все действия человека на произвольные и непроизвольные: в зависимости от того, где находится основание действия – в самом субъекте или вне него. Проблема действий разрабатывается в тесной связи с учением о воле.
Непроизвольные поступки:
- случайные
- по необходимости: 1. по принуждению, 2. требование природы.
Произвольные действия:
- по привычке
- под влиянием стремления: 1. разумного, 2. неразумного.
Таким образом, не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.
|
|
Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.
Придавал важное значение воспитанию, которое должно быть заботой государства.
Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.
Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.
Надо формировать способность к разумным поступкам.