Полемика Локка и Лейбница

Г Лейбниц (1646—1716).

Гипотеза «предустановленной гармонии»: душа и тело подчинены собственным законам. Душевная жизнь регулируется одними законами (законы конечных причин), телесная – другими (законы действующих причин).

Объяснить естественным образом соединение или, скорее, согласие души с органическим телом нельзя, никакого воздействия на душу извне быть не может, душевная жизнь регулируется только своим собственным началом. Но «они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как все они суть выражения одного и того же универсума». Учение о предустановленной гармонии является одним из вариантов параллелизма.

Основное произведение – «Новые опыты о человеческом разумении»

Обстоятельства спора: по структуре «Новые опыты» буквально повторяют структуру «Опытов», написаны в форме диалога. Когда книга была завершена, Локк умер. И Лейбниц счел неудобным публиковать свое сочинение. Опубликовано оно было только во второй половине 18 века

3 линии дискуссии:

1. Есть ли душа «чистая доска» или что иное.

Локк-Аристотель vs Лейбниц – Платон

Вместо сравнения с чистой доской Лейбниц использует образ глыбы мрамора, прожилки которого уже содержат основные контуры будущей фигуры: художник лишь удаляет все» мешающее им выступить.

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения.

(+) Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

(-)Однако собственное объяснение Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.

Философский рационализм – нет ничего в разуме, что не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума.

Чувства дают лишь примеры, подтверждающие общую истину, что не достаточно для доказательства необходимости этой истины (хотя признает, что чувства необходимы).

Источник различающихся человеческих способностей в изначальной индивидуальности души.

По Локку: главное условие развития психики – внешние условия (опыт).

По Лейбницу: существуют внутренние условия – предрасположенности.

2. Роль активности души в восприятии воздействий внешнего мира.

По Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром-. По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а, стало быть, повод кое-что заметить и, так сказать, развиваться».

Активность – внутренний принцип деятельности монады (стремление).

Мир – система разнокачественных объектов, которым присущи уникальные свойства. Монада – субстанция, которая лежит в основе любой вещи. Множественность субстанций. Каждая монада отлична от другой. Изменение монад вследствие внутреннего принципа. Внешняя причина не имеет влияния внутри монад, восприятие присуще любой монаде.

Для животных душ характерно наличие восприятия и памяти. Для человека – осознание восприятий (апперцепция).

Апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение, «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений... детерминирует нас к принятому решению». Она дает нам мысль о том, что называется Я. Апперцепция — условие собственно человеческого познания (и у него действует непостоянно: «невозможно рефлексировать постоянно»).

Апперцепцию как активность, которая присоединяется к перцепции, Лейбниц трактует абстрактно-идеалистически, лишь констатируя, но не раскрывая ее природы. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, Г. Гербарт, В. Вундт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: