Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психологии

Литвиненко

Создатель первой программы психологии как самостоятельной науки. Начинал с исследований восприятия, развивая идеи о психологии как экспериментальной науке. То есть со школы Вундта начинается история психологии как самостоятельной науки.

Наряду с экспериментом рассматривает как метод анализ продуктов человеческого духа (предтеча созданной позднее психологии народов!).

К началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода: экспериментальный и культурно-исторический.

1874 год, «Основания физиологической психологии»: объект – ощущения и простейшие чувствования. Имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и должны объясняться как физиологией, так и психологией.

1879 год: психологическая лаборатория!!! Через 2 года, психологический институт, ставший международным центром по подготовке психологов.

Подверг критическому анализу прежние представления о предмете психологии как науки о душе и о внутреннем опыте. По Вундту, психология есть наука о непосредственном опыте. Объект и субъект неразделимы в опыте, так как объект представляется субъектом. Это ставит под сомнение независимость существования объективного мира от субъекта…

Вообще, по Вундту, опыт может рассматриваться с двух точек зрения:

1. опосредованный опыт: берется в отвлечении от познающего субъекта, направлен на выявление связей объективных явлений (естествознание);

2. непосредственный опыт: рассмотрение в отношении к субъекту, включая те свойства, которые ему приписываются субъектом (психология).

Психология показывает содержания опыта в том виде, в саком он дан субъекту.

Объектом изучения остается сознание (объективные явления – поведение, деятельность – исключены: изучение не того, как человек является извне, а как он дан самому себе), но предметом становится непосредственный опыт.

Методы: экспериментальный не отменяет самонаблюдения, позволяя сделать последний более точным. Однако эксперимент Вундт понимает ограниченно – как психофизический и психофизиологический, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию эффекта. Соответственно, область изучения сужается до простейших психических процессов – ощущений, представлений, ассоциаций, времени реакции.

Исследование ВПФ требует других методов. По Вундту: анализ продуктов человеческого духа (язык, мифы, обычаи). И противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии психологию народов. (Это разделение двух психологий – один из кирпичей открытого кризиса!).

Считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность.

К основным элементам сознания относил также чувства.

Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Идея Вундта о том, что чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, «интеллектуализировали» характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта. Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Введение апперцептивной связи пошатнуло авторитет ассоцианизма – они-то считали, что их ассоциации – универсальный механизм, а тут АТЬ!

Один из пунктов критики: атомизм (изучение отдельных элементов – ощущений и чувствований). Тем не менее, Вундт старался преодолеть его. Рассматривал сложные качества как несводимые к сумме их частей.

Был противником функционализма: рассматривал психические функции как результат единого механизма ассоциаций.

Вообще, учение о связях между элементами сознания занимало важное место. Характеристика ассоциативного процесса как пассивного, протекающего без активного участия субъекта. Кроме ассоциативного, описывал апперцептивный процесс( ассоциации могли объяснить процессы восприятия, памяти и проч., но их не хватало для объяснения мышления ), который протекал при активном участии сознания. Апперцепция – особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности перцептируемых (находящихся в сознании) элементов, апперцепция выделяет объект, который начинает восприниматься более ясно и отчетливо. Апперцепция, направленная на выбор между двумя основаниями в процессе подготовки действия есть воля. То есть понятия апперцепции, внимания и воли сближаются.

Важный пункт: учение о законах психической жизни. Попытка выявить собственно свойства психического мира в отличие от физиологических механизмов психических процессов (называет их самостоятельной психической причинностью). Это качественно своеобразная сторона психики человека, не сводимая к законам природы.

К важнейшим законам он относил:

- закон творческого синтеза: слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально отличны от прежних и необъяснимы по аналогии с исходными.

- закон психических отношений: зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса (например мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона).

- закон контраста: (Вундт распространял его, главным образом, на эмоциональную сферу) говорил о том, что противоположности усиливают друг друга (например, после горя даже небольшая радость кажется значительной).

- закон гетерогенности целей: при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив.

Масштабность программы – от простейших ощущений до проблем культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow