Психология акта Ф. Брентано. Развитие идей Ф. Брентано в психологии

Критика «сенсорной мозаики» Титченера. На первый план выходит проблема исследования содержания не структуры, но функций психики.

Программа Франца Брентано (1838-1917) противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и структурализму Титченера.

Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). В то же время богословское образование оказало в дальнейшем влияние на работы Брентано.

Его первый труд был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли.

Влияние Аристотеля: жизнь души как активное начало, а не восприятие воздействия извне.

Метод: исключительно субъективный метод самонаблюдения, отходит от экспериментального метода Вундта (считая его ограниченным). Кроме того, считал, что утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект.

Выступает против психологии как науки о содержаниях сознания; подлинная психологическая реальность – акты сознания. Таким образом, предмет психологии: психические феномены как акты (видение, слушание, суждение и т.п.).

Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен (иначе он не имел бы смысла). Def: интенциональность – направленность на некий объект. Следовательно, основная характеристика психологических актов – это имманентная предметность, они всегда направлены на какой-то объект. Весь предметный мир как бы живет в душе человека; не материальное, а интенциональное бытие. Но каждый акт содержит в себе объект определенным образом: «В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится и т.д.».

Соответственно способу отношения к объекту классифицирует духовные акты:

- акты представления: им принадлежит ведущая роль, так как в представлениях предметы репрезентируются в сознании.

- акты суждения: в отличие от ассоцианизма, где суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано, в суждении объект мнится как истинный или ложный.

- акты чувства: отношение к объекту как к добру или злу. (Учение о чувствах положил в основу этических представлений).

Подчеркивал целостность душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи.

Таким образом, поставлены три важных вопроса:

- предметность сознания;

- его активность;

- его единство.

Идеи Брентано оказали влияние на Вюрцбургскую школу, гештальтпсихологию и др. + создание феноменологии его учеником Гуссерлем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: