Требования к личности консультанта

- Глубокий интерес к людям,

- Терпение в общении с людьми,

- Наблюдательность,

- Эмоциональная стабильность,

- Способность вызывать доверие других людей,

- Уважение прав других людей.

Роджерс выделяет 3 базовые профессиональные установки консультанта:

1. Объективность (контролируемая идентификация с клиентом, консультант должен уметь проявлять симпатию, но без холодности),

2. Уважение к индивиду как к самодостаточному существу (должно отсутствовать стремление навязать что-то либо быть слишком заботливым),

3. Понимание самого себя (отсутствие личностной предубежденности в отношении клиента, эмоциональная стабильность - не слишком поддаваться влиянию эмоций).

Эти три установки можно реализовать только при наличии следующих качеств и способностей:

1. Аутентичность (умение быть самим собой, не только искренность перед самим собой, но и способность быть честным и правдивым и перед клиентом).

Для аутентичного существования необходимо осознавать текущий момент, выбирать способ жизни в этот текущий момент и принимать ответственность за свой выбор.

2. Открытость собственному опыту, своим собственным чувствам.

3. Развитие самопознания (чем лучше консультант понимает себя, тем лучше он понимает клиента).

4. Сила личности и идентичность, что помогает консультанту сохранять свою субъектность и оставаться независимым от других людей, и клиентов в том числе.

5. Толерантность к неопределенность.

6. Постановка реалистичных целей.

7. Эмпатичность.

45. Типичные ошибки в деятельности психолога-консультанта и работа с ними.

1. Самоутверждение психолога на консультации.

2. Перенос собственных трудностей консультанта на проблемы клиента.

3. Переживание проблем клиента как своих собственных (консультация - не обычная человееская беседа, консультант не должен вчувствоваться и становиться на место клиента, эмоциональное участие носит профессиональный характер и ограничивается сопереживанием).

4. Поспешность в постановке психологического диагноза (при недостаточной толерантности к неопределенности).

46. Основные этические принципы в работе консультанта.

Этические стандарты Американской ассоциации консультирования (АСА) сгруппированы в восемь разделов:

1) отношения консультирования (двойственные отношения, сексуальные отношения с клиентами, оплата услуг, завершение консультирования и др.);

2) конфиденциальность (в том числе и в отношении консультанта);

3) профессиональная ответственность;

4) отношения с другими специалистами;

5) оценка и измерение;

6) преподавание и супервизия;

7) исследования и публикации;

8) разрешение этических вопросов.

47. Стадии ведения консультативной беседы.

Вводная часть используется для привлечения к сотрудничеству, провоцирования интереса. Определяется стиль обращения, обусловленный возрастом, полом, жизненной средой, уровнем знаний. Продолжительность этой стадии зависит от того, будет ли это единственная встреча или возможно продолжение отношений.

Начальная стадия используется для установления и поддержания контакта. Установление контакта позволяет переходить ко второму этапу.

Вторая стадия характеризуется открытыми вопросами, вызывающими массу высказываний собеседника, изложение своих мыслей и переживаний, которые станут материалом анализа. После того как накоплена событийная информация, можно перейти к прямому обсуждению основной темы беседы.

Третьей стадией беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, которая зависит от умения психолога задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать. Содержание этапа определяется целями и задачами данной беседы.

Завершающая стадия – окончание. После успешного и полного проведения предыдущего этапа необходимо ослабить напряжение, выразить признательность за потраченные усилия.

48. Основные типы мотивации клиента при обращении в консультацию.

Типы мотивации: истинная, скрытая (обращение в целях поддержания авторитета) и отсутствующая (возможна разная: нет проблемы или я должен справиться сам). Они могут присутствовать у одного и того же человека, и их следует различать. Работа возможна при верном выяснении мотивации обращения, ее типа и особенностей.

49. Особенности консультирования демонстративного клиента.

Истерическая личность отличается преобладанием потребности нравиться окружающим и стремлением преодолеть страх, что не удается привлечь внимание. Это проявляется в неустанной активности, драматизации, лживости, в соблазняющем, а иногда открыто сексуально провоцирующем поведении, в незрелой и нереалистичной зависимости от других.

Истерики, стараясь выглядеть привлекательными, затрачивают бесконечно много энергии и представляют себя в самом драматичном свете. Это, кстати, делает их интересными клиентами. Они "подкупают" консультанта готовностью говорить о своих переживаниях. Правда, эти переживания обычно бывают художественно преувеличены. Суть не в том, что истерики говорят, а в их манере говорить. Не случайно MacKinon и Michels (цит. по: Kennedy, 1977) указывают, что "начинающие консультанты беседу с истерической личностью считают одной из самых легких, а опытные специалисты — одной из самых трудных". Истерическая личность представляется очень интересной и привлекательной только на первый взгляд. На начинающего консультанта обычно производят впечатление ее живость, манера речи, внутреннее тепло, кажущиеся серьезными намерения заняться решением своих проблем. Тем не менее работа с такими клиентами не столь легка, как первоначально представляется. При глубоком рассмотрении выясняется, что истерики не такие уж эмоционально богатые личности, а их намерения в отношении консультирования отнюдь не однозначны.

Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. Однако такое поведение истеричной клиентки довольно специфично — если консультант выказывает хоть незначительный интерес эротического характера, она сейчас же отступает, объясняя, что совсем другое имела в виду. Истерическая личность на самом деле не осознает воздействия своего поведения, поэтому окружающие часто чувствуют себя обманутыми, фрустрированными. Между прочим, это традиционный стереотип поведения истерической личности в жизни. Такой постоянный отказ принять на себя ответственность за провоцирующий флирт исключает нормальные отношения с лицами противоположного пола. Истерическая личность только производит впечатление теплоты и легкости в общении. В действительности она постоянно испытывает проблемы в подлинной любви и интимных привязанностях.

Еще одна особенность истерического поведения, встречаемого в консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной отеческой фигуры.

Следует отметить, что по отношению к лицам своего пола истерическая личность зачастую антагонистична и склонна к соперничеству, она усматривает в других женщинах конкуренток в борьбе за внимание окружающих.

Поведение истерической личности может провоцировать у консультанта контрперенос. Поэтому консультант, работая с такими клиентами, должен постоянно контролировать свои чувства.

Истерические личности используют различные формы психологической защиты, которые консультанту надо знать. Довольно характерно вытеснение пробудившейся сексуальности. В результате недостает сексуальных переживаний, из памяти исчезают некоторые события. Истерические личности имеют склонность к фантазированию - только в воображаемом мире они получают много любви и внимания. Символическое удовлетворение потребностей более приемлемо, потому что мало затрагивает таящиеся в бессознательном конфликты. У истериков действительность часто смешивается с фантазией; они верят в свои выдумки. В их поведении обычна и регрессия в сочетании с отрицанием, которое позволяет не отдавать себе отчета в смысле собственного поведения.

Говоря о невротических симптомах, важно подчеркнуть их вторичную выгоду для клиента. Эту выгоду клиент не осознает или осознает лишь частично. Истерические симптомы служат трем основным целям:

· "наказывают" лиц, к которым клиент испытывает враждебность;

· помогают клиенту избежать неприятных, пугающих, потенциально унижающих ситуаций;

· помогают возбудить симпатию окружающих или обратить на себя их внимание.

Поэтому нередко возникает очевидное противоречие между высказанными клиентом желаниями и чувствами и тем, о чем говорят его симптомы. Это противоречие вызывает у консультанта подозрение, что клиент неискренен и симулирует. Разобраться в ситуации консультанту помогает его интуиция, которую не следует игнорировать. Полагаясь на интуицию, можно не только идентифицировать истеричных клиентов, но и избежать разнообразных ловушек, таящихся в работе с ними.

50. Введение ограничений для клиента: времени, ответственности, агрессии и участия.

В работе с клиентом вводятся следующие ограничения:

• ответственности (ответственность за проблемы и за результат консультирования разделяется);

• времени консультирования;

• проявлений агрессии и привязанности (зависимости).

51. Проблема противостояния консультированию. Формы психологической защиты.

52. Основные идеи, понятия и методы, использующиеся в психодинамическом консультировании.

Практика психоанализа: деятельность, в которой психолог не только исцеляет сознание пациента, но одновременно исследует механизмы заболевания и выздоровления сознания, то есть изучает его. Основной процесс, обеспечивающий эффект его работы – это процесс осознания бессознательного (в его вытесненной части). Центральным предметом основных терапевтических и теоретических усилий выступает сознательное: возможности и ограничения его функционирования, причины и механизмы возникновения и изменения. Знание, проливающее свет в мраке бессознательного, целительно. Психоанализ называют апофеозом рациональности и веры в силу разума и знания, когда «рациональному объяснению поддается все, даже, казалось бы, иррациональное и случайное: ошибки, обмолвки, сновидения».

Методологическим основанием психоаналитической практики выступает сознание (процесс и явление одновременно).

Психоаналитикобратит внимание на бессознательные причины, вызывающие тревогу. Тревога оценивается только как симптом внутреннего неблагополучия, привлекающий внимание к внутренним конфликтам. Считается, что пациент переполнен деструктивными импульсами и тревога защищает его от них. Причины тревоги могут лежать в страхе кастрации и сепарации.

53. Основные идеи, понятия и методы, использующиеся в экзистенциальном консультировании.

И. Ялом утверждает в качестве универсального источника тревоги переживание угрозы смерти. Патологическая тревога является результатом ранней травмы – конфронтации со смертью до того, как были сформированы адекватные механизмы защиты.

Р. Мэй укажет на источник тревоги в угрозе ценностям, с которыми человек себя идентифицирует.

54. Основные идеи, понятия и методы, использующиеся в когнитивном консультировании.

Рационально‑эмотивная терапия утверждает связь тревожности с неправильными убеждениями, «абсолютистскими требованиями к миру быть предсказуемым и безопасным». Поэтому встреча с реальными жизненными проявлениями приводит к страху потерять контроль над ними и над своей жизнью.

Когнитивная терапия А. Бека обнаружит спрятанные в глубине когнитивные схемы опасности, сформированные в детстве и актуализирующиеся в определенных обстоятельствах.

55. Основные идеи, понятия и методы, использующиеся в клиент-центрированном консультировании.

Рождерс рассматривает невозможность самоактуализации, блокирование этой потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть реализована в случае, если человек имеет адекватный и целостный образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на основе осознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами, условием формирования адекватной Я-концепции является «открытость опыту». Однако человек часто сталкивается с такими собственными переживаниями, таким опытом, которые могут в большей или меньшей степени расходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции. Эмоциональной реакцией на ситуацию, воспринимаемую как угроза, является тревога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызванной им тревоге человек использует защиту. Роджерс, в частности, указывал два основных защитных механизма — искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия — это вид защиты, представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответствует или согласуется с Я-концепцией. Отрицание представляет собой процесс полного исключения из сознания угрожающих переживаний и неприятных аспектов действительности. Если переживания полностью не согласуются с образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком высок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развивается либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства, в частности, невротические нарушения. В связи с этим возникает вопрос, почему у одних людей Я-концепция достаточно адекватна и человек способен переработать новый опыт и интегрировать его, а в других случаях этот опыт представляет угрозу для Я? Я-концепция формируется в процессе воспитания и социализации и во многом, с точки зрения Роджерса, определяется потребностью в положительном принятии (внимании). В процессе воспитания и социализации родители и окружающие могут демонстрировать ребенку условное и безусловное принятие. Если они ведут себя таким образом, что ребенок чувствует, что они его принимают и любят вне зависимости от того, как он себя сейчас ведет («я тебя люблю, но твое поведение сейчас мне не нравится» — безусловное принятие), то ребенок будет уверен в любви и принятии, и в дальнейшем будет менее уязвим по отношении к несогласующемуся с Я опыту. Если же родители ставят любовь и принятие в зависимость от конкретного поведения, то ребенок не уверен в своей ценности и значимости для родителей. Он начинает ощущать, что в нем, в его поведении есть что-то такое, что лишает его родительской любви и принятия. Те проявления, которые не получают одобрения и вызывают негативные переживания, могут исключаться из Я-концепции, препятствуя ее развитию. Человек избегает ситуаций, которые потенциально могут вызвать неодобрение и негативную оценку. Он начинает руководствоваться в своем поведении и жизни чужыми оценками и ценностями, чужыми потребностями и все дальше уходит от самого себя. В итоге личность не получает полного развития. Таким образом, отсутствие безусловного принятия формирует искаженную Я-концепцию, которая не соответствует тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека психологически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации невротических расстройств.

56. Традиции и перспективы отечественного психологического консультирования.

57. Основные идеи, понятия и методы, использующиеся в бихевиоральном консультировании.

Бихевиорист считает, что тревожность лежит в основе невроза, и другие симптомы – навязчивость, заикание, экзистенциальные проблемы – побочный результат тревожности. Невроз формируется как стойкая дезадаптивная привычка тревожиться.

58. Особенности консультирования детей и подростков.

В психологическом консультировании по вопросам развития ребенка и детско-родительских отношений преобладает комплексность подходов, сочетающих в себе оценку психического развития ребенка, семейной ситуации развития и нейропсихологических предпосылок существующих или возможных нарушений и трудностей.

Психолого-педагогическая цель консультирования состоит в научном понимании ребенка, дающем специальные приемы и средства психолого-педагогического исследования и воздействия на ребенка. Психолог при этом решает следующие задачи: • анализ условий развития и воспитания ребенка;

• диагностика возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности;

• анализ условий развития и воспитания ребенка;

• составление условно вариативного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.

нейропсихологических предпосылок существующих или возможных нарушений и трудностей.

• анализ условий развития и воспитания ребенка;


60. Особенности консультирования группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: