Коль скоро рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики
поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению. Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара. Соответственно величина предложения — это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром — колбасой. При прочих равных
Условиях, т.е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения. Условный пример связи размера предложения колбасы с ее ценой
Цена, руб. Объем предложений, кг
10 50
20 100
30 150
40 200
50 250
Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в виде графика в координатах цены (Р) и количества (Q).В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен: QS = f (P).
Рыночное равновесие
Спрос и предложение встречаются на рынке и в результате устанавливаются PE (равновесная цена).
QE – Равновесный объём продаж; E – Рыночное равновесие
Равновесная цена PE – в отличие от всех других цен это такая же цена, по которой покупатели приобрели всё то, что они хотели купить, а продавцы продали столько, сколько они хотели продать. QD=QS;
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде: QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B)., где Р,I, Pa….Pn,T, N, W,:
доходы потребителей ( I), определяющие величину потребительского бюджета;
цены на другие товары (Pa... Рn ), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;
вкусы покупателей (T), на которые влияет множество факторов — от изменчивой моды до национальных традиций;
общее число покупателей или размер рынка ( N);
ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
прочие факторы (B).






