Диагностика семейных отношений в рамках консультирования. Цели диагностики. Понятие «семейный диагноз» (Н. Аккерман)

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

· Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

· На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

· Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

·

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

· Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

· Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

· Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

· проективный тест «Скульптура семьи»;

· метод генограммы;

· метод «Семейное пространство»;

· проективный тест «Рисунок семьи».

Семейный диагноз — описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, спо­собствующие возникновению и сохранению трудностей ее функционирования, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или несколь­ких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей
стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семей­ный диагноз позволяет определить характер нарушений семейного функциони­рования и планировать направления психологической помощи семье.

12.Графические приемы диагностики структуры семьи и особенности их использования в проц. Сем. консульт. «план квартиры», «дом»

Графический прием «План квартиры»

Идея этого приема родилась в ходе анализа конкретного случая и разра­ботана А.И. Луньковым.
За консультацией обратилась одинокая женщина 44 лет.
Состав ее семьи: пожилая мать, младенец около 1 года и старший сын — студент 1 курса. Младшего сына она родила от своего любовника, человека женатого. По ее словам, она «просто захотела иметь от него ребенка».
Бе запрос носил довольно недифференцированный и аморфный характер, типа «разобраться в себе» и «улучшить отношения с окружающими».
Несмотря на такой расплывчатый характер запроса она в ходе консуль­тации проявила высокую степень сопротивления нашим интерпретациям. Такое несоответствие между поверхностностью запроса и степенью сопро­тивления и психологической защиты может быть осмысленно двояко:
либо пациент пришел к психологу из любопытства, стремясь не столько разрешить свою проблему, сколько посмотреть «что за человек этот психо­лог», возможно, даже вступить с ним в конкуренцию и дискуссию,
либо пациенту «есть чего скрывать» и он испытывает амбивалентные, противоречивые переживания по отношению к своей проблеме. Он, с одной стороны, и хотел бы в ней разобраться, но, с другой стороны, опасается того, что в ходе этого анализа будет открыто нечто травмирующее или «унижаю­щее» его. Он еще не в достаточной степени «устал» от своей проблемы для того, чтобы анализировать ее со специалистом.
Конечно, та и другая мотивации пациента могут совмещаться друг с дру­гом в некоторых случаях.
Когда консультация уже подходила к концу, мы задали вопрос о том, где физически проживает ее старший сын (учитывая его возраст) и попросили для наглядности нарисовать план своей квартиры. Выяснилось, что она жи­вет в трехкомнатной квартире (две комнаты — смежные, одна — изолиро­ванная). Старший сын живет в изолированной комнате, а она — в дальней комнате вместе с ребенком и матерью.
Причем, поскольку в плане квартиры была указана и расстановка мебели, выяснилось, что в дальней комнате находится одна широкая кровать и кро­ватка ребенка. Таким образом, эта женщина продолжала спать со своей матерью в одной постели, что она и подтвердила.
Это, конечно, проливало новый свет на причины ее неудач в личной жизни. Ведь столь длительный телесный контакт с матерью адекватен для ребенка до
двух-трех лет и в данном случае был явным признаком регрессивной реак­ции и неспособности перенести столь же сильные переживания на другого взрослого человека. Такую ситуацию мы называем ситуацией психологиче­ского инцеста (см. нашу статью «Запрет на инцест и его «победители» в «Учи­тельской газете» за 1993 г., № 31).
Использование этого приема в дальнейшем обнаружило его широкие возможности.
^ Во-первых, план квартиры дает возможность оценить структуру психо­логического пространства и меру контроля и власти, которыми обладает тот или иной член семьи.
Встречались случаи, когда ребенок 8—10 лет спал вместе с матерью в одной комнате, а отец — в другой. Ребенок фактически нарушал нормы брака, путем энуреза «привязав» мать к себе (когда они спали вместе энуреза не было), и, таким образом, «победив» отца в ситуации эдиповской конку­ренции.
Нередко оказывается, что такую ситуацию бессознательно поддерживает и мать. Это обычно происходит в случаях, если в супружеской жизни нача­лись какие-либо дисгармонии. То есть симптом может оказаться психоло­гически выгодным большинству членов семьи, а иногда и всем ее членам.
Иногда благодаря плану квартиры обнаруживается доминантное поло­жение третьего поколения (обычно бабушки). Психологическая структура семьи тогда состоит из одной супер-матери (бабушки), а все остальные члены семьи суть ее дети разного возраста.
Во- вторых, план квартиры иногда позволяет формулировать очень кон­кретные «домашние задания», связанные с перепланировкой мебели, изоля­цией или совмещением отдельных психологических пространств.
Мера сопротивления этим заданиям наглядно обнаруживает степень го­товности продолжать жить с проблемой, являясь ее частью, а не двигаться по пути ее разрешения.
Весьма важную информацию представляют также сведения о загородных дачах, причем даже не с точки зрения их плана, а с точки зрения фактической и психологической собственности на них и, также, того, кто управляет структурой времени, затрачиваемого членами семьи на даче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: