Жалоба – информация о психологических трудностях клиента, с которыми он сам не может справиться или устранить.
Имеет свою структуру:
- локус-жалоба – ориентирование жалобы на кого-то или что-то (субъективная и объективная)
- самодиагноз – собственное объяснение клиентом тех или иных трудностей в системе отношений. В жалобе всегда явно (просьба о помощи «Что делать, если муж изменяет?») или скрыто («Помогите мне его удержать»).
На основе представления о самом себе, других и человеческих отношений – самодиагноз. Самодиагноз выражает отношение клиента к нарушениям или к тем, кто к этому приводит. Запрос – конкретные формы помощи, ожидаемые клиентом от консультанта. Обычно запрос и проблема связаны по смыслу, но не всегда совпадают.
Виды запроса:
1.
Просьба об эмоциональной и моральной поддержке «я прав, не правда ли?».
2.
О содействие «не поможете ли понять или разобраться»
3.
О дополнительной информации.
4.
Об обучении навыкам «у меня не получается, научите».
5.
Об оказании влияния на другого человека.
|
|
В любой жалобе может быть явное и скрытое содержание.
Скрытое содержание – информация, которая не прозвучала прямо, но содержит определенный подтекст (интонация, мимика, жесты, высказывания).
При восприятии информации необходимо выделить ряд несовпадений по всем параметрам жалобы.
1.
^ По локусу жалобы. Мать жалуется на поведение ребенка. Скрытое содержание – позиция поведения отца, который не принимает достаточного участия в воспитании.
2.
В самодиагнозе. В информации отражены нарушения собственных неверных действий, а скрытый смысл указывает на другие причины (демонстративный тип).
3.
В проблеме. Проблема «не знаю, но хочу», скрытая «не умею, но хочу – научите»…
4.
^ В запросе. Явное – просьба о помощи (что делать, если муж изменяет), скрытое – помогите мне его удержать.
Карта первичного приема семьи
Самост!