Вопрос №19: 4 типа счастья

Счастье – высшая цель человеческой жизни, имеющая множество синонимов, подразумевающих под собой предел всех человеческих устремлений.

Счастье индивида зависит от нескольких факторов, одним из которых является мировоззрение. Существует ряд мировоззрений, от которых зависит тип счастья.

Высшим мировоззрением выступает то, которое стремится к духовному Благу. Под духовным Благом подразумевается такой Абсолют, который в зависимости от философской системы носит имя либо Ничто, либо Бога, либо Единого, что по сути одно и тоже. При этом мировоззрении счастьем считается либо спасение своей души (христианство, ислам); либо растворение индивидуального сознания в безграничном Ничто (Буддизм, веданта); либо самозабвение индивидуального сознания в Едином Благе (Платон, неоплатонизм). Все вышеперечисленные состояния связаны с «переживанием» духовного удовольствия, более не принадлежащего бытийственным ощущениям. Высшей добродетелью здесь выступает созерцательная способность ума, избавляющая человека от мира.

Следующим по степени совершенства следует мировоззрение, где высшим благом становится интеллектуальный Абсолют, принимающий форму мирового Закона, именуемого в разных системах Логосом, Софией, кармой, Дхармой, Дао. Здесь под счастьем подразумевается предел познания – всезнание, благодаря которому субъект становится выразителем Мирового Закона, озвучивающим его своей жизнедеятельностью. Источником непрекращающихся интеллектуальных удовольствий выступает совершенный рассудок, который через безупречную свою добродетель – рассудительность постигает незримое. В интеллектуально поддерживаемом счастье человек не ведает страданий, ибо главный их источник – невежество – устранён. Зато наиважнейшая добродетель рассудительности в процессе общения рождает один из прекраснейших своих плодов – справедливость. Удовольствия же, переживаемые от всезнания и справедливости, значительно сильнее и чище физических и чувственных удовольствий, мимолётность которых делает их иллюзорными.

Третьим «по рангу» становится мировоззрение, преклоняющееся перед физическим благом, за которым стоят все формы жизни. Абстрактная жизнь становится культом, а все конкретные её проявления обретают статус высшей ценности. Здесь счастье ассоциируется с предельным самовыражением человеческой природы, в отношениях к миру, в мыслях, позициях, поступках. Человек здесь выступает не только центром мироздания, но и главной его ценностью. Занимая место Бога, человек обнаруживает его в самом себе.

На последнем месте остаётся мировоззрение, преклоняющееся перед материальными благами, за которыми стоят плоды цивилизации, сулящие телесно-чувственные удовольствия. Здесь счастье неразрывно связано с переживанием телесно-чувственных удовольствий от обладания материальными благами, полученными от природы в виде пищи, здоровья, красоты, и от общества – в виде богатства, славы, власти. Все эти ценности становятся источниками телесных наслаждений ещё и потому, что большинство из тех, кто исповедовал гедонизм, не верил в бессмертие души и потому сознательно или бессознательно имел установку на получение удовольствий «здесь и сейчас». Этика индивидуализма – это совокупность моральных концепций, нацеленных на получение эгоистических удовольствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: