Предварительное следствие: понятие, цели и задачи, соотношение с дознанием

Основной формой расследования является предварительное следствие, что определяется следующим:

1) предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ);

2) оно может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Срок предварительного следствия не должен превышать 2 месяцев со дня его возбуждения. Он может быть продлен прокурорами различных уровней (например, до 6 месяцев) – прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если в деле имеются обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, данный срок может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

По итогам дознания составляется обвинительный акт. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю: сначала после составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем – прокурором.

35. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя. Руко­водитель следственного органа.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осу–ществлять предварительное следствие по уго–ловному делу.
Полномочия:
1) возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направ–ления по подследственности;
2) самостоятельно направлять ход расследования, при–нимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
3) давать органу дознания обязательные для испол–нения письменные поручения о проведении опера–тивно-розыскных мероприятий, производстве от–дельных следственных действий и др. Следователь в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства обязан представить свои письмен–ные возражения руководителю следственного орга–на, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа – долж–ностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заме–ститель (п. 38.1 ст. 5 УПК).
Полномочия:
1) поручать производство предварительного след–ствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и пе–редавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо при–нимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);
2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3) давать следователю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следствен–ных действий, привлечении лица в качестве обви–няемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
4) давать согласие следователю на возбуждение пе–ред судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного ре–шения;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а так–же его самоотводы;
6) отстранять следователя от дальнейшего производ–ства расследования, если им допущено нарушение;
7) продлевать срок предварительного расследования;
8) утверждать постановление следователя о прекра–щении производства по уголовному делу;
9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обяза–тельны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следо–вателем руководителю вышестоящего следственно–го органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъ–ятия уголовного дела и передачи его другому следо–вателю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, из–брания меры пресечения, производства следствен–ных действий, которые допускаются только по судеб–ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

36. Соединение и выделение уголовных дел (основания, процессуальный порядок, выделение материалов, исчисление сроков предварительного рас­следования при соединении и выделении уголовных дел).

Обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования преступлений требует, чтобы оно производилось в одном производстве в случаях, определенных законом, или, наоборот, при возникшей необходимости расследуемые в одном деле преступные эпизоды выделялись в отдельные уголовные производства. В связи с этим закон предусматривает институты соединения и выделения уголовных дел.

Соединение уголовных дел – образование одного уголовного дела из двух и более уголовных дел, возбужденных, как правило, в различные сроки и нередко – различными органами.

Соединение уголовных дел возможно лишь по закрепленным в законе основаниям, к числу которых относятся:

1) по обвинению нескольких лиц в совершении в соучастии одного или нескольких преступлений. Расследование в одном производстве преступления, совершенного несколькими лицами, позволяет наиболее полно и правильно установить роль каждого из соучастников, что влечет соответственно и правильную уголовно-правовую квалификацию их деяний;

2) по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений. По этому основанию соединяются дела о различных преступлениях при условии, что совершены они одним лицом;

3) в заранее не обещанном укрывательстве преступлений или недонесении о них. По данному основанию соединяются уголовные дела как о лице, совершившем преступление, так и о лице, укрывшем его или не сообщившем о совершении его соответствующим органам. Раздельное расследование и рассмотрение этих дел в суде невозможно потому, что сопутствующее преступление может иметь место, если доказано наличие основного преступного факта;

4) кроме предусмотренных ст. 164 УПК оснований соединение уголовных дел возможно и по другим основаниям. Например, уголовное дело по факту хищения целесообразно расследовать в одном производстве с делом о халатности должностного лица, способствующего данному хищению; о преступлении, совершенном несовершеннолетним, одновременно с делом, по обвинению взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Соединение уголовных дел производится постановлением органа уголовного преследования, в производстве которого находится одно из расследуемых дел. По общему правилу, дело присоединяется к тому из них, по которому расследуется более тяжкое преступление или по которому произведен больший объем работ.

Срок расследования при соединении уголовных дел исчисляется со дня возбуждения дела, которое начато производством первым.

Выделение уголовного дела – способ возбуждения нового (самостоятельного) дела по материалам расследования ранее возбужденного дела. Выделение дел представляет собой разъединение уголовного дела на несколько самостоятельных производств, при этом основаниями выделения дел являются:

1) наличие обстоятельств, влекущих приостановление дела в отношении одного или нескольких обвиняемых, указанных в п.п. 1-3 ч. 1 ст. 246 УПК. К ним относятся:

а) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; б) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо по иным причинам не установлено его местонахождение; в) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче его иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;

2) в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми. Данное основание выделения дела направлено на то, чтобы оградить несовершеннолетнего от нежелательного воздействия взрослых обвиняемых, создать условия, максимально обеспечивающие установление истины в связи с деянием несовершеннолетнего, а если лицо не достигло 16 лет – обеспечить возможность суду назначить по этому делу закрытый судебный процесс;

3) отсутствие связи между отдельными преступлениями либо лицами, совершившими преступление, материалы о которых находятся в одном производстве. Например, из вагона одного из железнодорожных составов периодически совершались кражи хранящегося там сахара. Как затем выяснилось, эти преступления совершали путевые рабочие станции, не знакомые между собой, не состоящие в сговоре и действовавшие поодиночке;

4) по уголовным делам о нескольких преступлениях с учетом сложности и трудоемкости предварительного расследования по ним, а также места совершения отдельных преступлений прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора, признав собранные доказательства в отношении конкретного обвиняемого по отдельным обвинениям достаточными для направления дела в суд, могут выделить в этой части дело в отдельное производство, закончить его по общим правилам окончания расследования и направить в суд дело по этому обвинению.

Решение о выделении уголовного дела возможно при условии, что оно существенно не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования обстоятельств уголовного дела в судебном заседании. Данное условие обязывает орган уголовного преследования очень осторожно подходить к выделению уголовного дела.

Кроме выделения уголовного дела разрешается выделение из уголовного дела материалов, требующих последующей проверки в целях обнаружения в них признаков преступления. В отличие от выделения уголовного дела, в данном случае новое уголовное дело образуется только тогда, если по выделенным материалам будет возбуждено уголовное дело. Выделение уголовного дела или материалов производится по постановлению органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. При этом указанные лица сами определяют, какие материалы дела должны быть выделены в оригинале, а какие – в копиях. Срок расследования по выделенному уголовному делу исчисляется с момента его выделения.

37. Подследственность (понятие, виды, значение, направления совершен­ствования законодательства). Начало, место и сроки предварительного рас­следования.

Разнохарактерность как общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, так и органов предварительного расследования вызывает необходимость четкого механизма по определению компетенции каждого конкретного органа на производство расследования по тому или иному делу. Разрешение этого вопроса возможно благодаря наличию такого института, как подследственность.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, посредством которых определяется, какой орган расследования должен или вправе производить расследование по делу.

Уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность уголовных дел следственным аппаратам прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органам дознания.

Уголовное судопроизводство знает четыре основных признака подследственности уголовных дел.

Основным критерием, разграничивающим компетенцию различных органов расследования, является предметный признак подследственности, позволяющий определить орган, имеющий право вести расследование по тому или иному делу в зависимости от характера преступления, степени его общественной опасности. В зависимости от названного признака разграничивается компетенция следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и органов финансовых расследований.

Следователи прокуратуры расследуют наиболее тяжкие преступления против личности, а также иные опасные преступления, перечень которых изложен в ч. 1 ст. 182 УПК Республики Беларусь. Часть 9 ст. 182 УПК дает право прокурору в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела передавать его от одного органа предварительного следствия другому.

Наибольшее количество преступлений, перечень которых дан в ч. 2 ст. 182 УПК расследуют следователи органов следствия МВД. Значительно меньшее количество дел подследственно органам финансовых расследований. Это дела о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности. Дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, о преступлениях против государства подследственны следователям органов государственной безопасности.

В соответствии с предметным признаком ч. 12 ст. 182 УПК определяет и подследственность органов дознания. Это преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления. Ныне действующий УПК значительно расширил компетенцию органов дознания.

Территориальный признак подследственности, согласно ст. 184 УПК определяется местом совершения преступления, т.е. расследование производится в том районе, на территории которого совершено преступление. Если же место совершения преступления определить сложно или невозможно, расследование производит тот орган, на территории которого было выявлено или обнаружено преступление либо на территории которого преступление было окончено или, наоборот, начато.

В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты исследования обстоятельств уголовного дела предварительное расследование может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей по делу.

Персональный признак подследственности связан с особенностями субъекта преступления: его возраст, состояние здоровья, служебное положение и др. Преступления, совершенные депутатами и должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц, расследуются следователями прокуратуры. Они же расследуют преступления, совершенные адвокатами и должностными лицами органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, пограничной охраны, государственного контроля и таможенных органов. Кроме того, следователи прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, а равно гражданским персоналом Вооруженных Сил в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или учебного заведения.

Альтернативная подследственность – это подследственность по установленной законом категории уголовных дел, определяемая в зависимости от органа предварительного следствия, возбудившего уголовное дело. Органы дознания по делам альтернативной подследственности вправе возбудить уголовное дело, произвести по нему неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления его в орган предварительного следствия. Производить расследование в полном объеме по этой категории дел орган дознания не имеет права.

В случае необходимости производства следственных действий в другом районе следователь, орган дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания по территориальности. Кроме того, следователь может поручить производство оперативно-розыскных мероприятий органу дознания по месту предварительного следствия или по месту их производства. Такие поручения даются в письменной форме и подлежат выполнению в срок не позднее 10 суток.

Начало, место и сроки предварительного следствия
Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.
Следователь обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу.
Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору.
Предварительное следствие производится:
1) в том районе, где совершено преступление;
2) по месту обнаружения преступления;
3) по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
В последних двух случаях оно может проводится в указанных местах только в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования.
В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить их производство соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
Общий срок предварительного следствия - 2 месяца, дознания (как самостоятельной формы расследования) - 1 месяц.
В этот срок включается время с момента возбуждения дела и до его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления уголовного производства.
Срок предварительного следствия и дознания, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами до трех месяцев. Причем применительно к дознанию вышеуказанный прокурор может продлевать этот срок дважды - по одному месяцу (т. е. до трех месяцев).
По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия и дознания до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Г енеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
При возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: