Тактика действий ОВД по выявлению и предупреждению террористических акций, совершаемых в форме взрыва

(бомбовый терроризм)

Выявление и предупреждение террористических акций, совершае­мых в форме взрывов, связано с комплексом мероприятий ОВД, к которым следует отнести:

1) профилактику указанного вида преступления;

2) поиск взрывных устройств;

3) обнаружение и обезвреживание взрывных устройств.

Наибольшие возможности в предупреждении данной категории преступлений имеют подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. Именно на них, в качестве основной, возложена задача предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-разыскных сил, средств и методов, позволяющих вести ус­пешную борьбу с преступностью.

Предупреждение преступлений, как одна из основных задач опе­ративно-разыскной деятельности ОВД, в теории ОРД ОВД получила на­звание "оперативно-розыскная профилактика". Ее основная цель - пе­репроверка первичной информации об оперативно-значимых фактах, про­филактическое воздействие с помощью сил, средств и методов оператив­но-разыскной деятельности на лиц, от которых можно ожидать соверше­ния преступлений и устранение (нейтрализация) криминогенных факторов.

Все материалы и сведения, полученные в ходе осуществления мер оперативно-разыскной профилактики, в зависимости от их объ­ема, направленности (общая или индивидуальная профилактика), временных рамок (разовые, многоразовые, постоянные и т.п.), коли­чественных и качественных характеристик сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности, как правило, могут концентри­роваться в соответствующих делах оперативного учета.

В целях совершенствования организации оперативно-разыскной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых с приме­нением ВУ, необходимо улучшить практику оперативного обслуживания объектов изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ, контроля за лицами, имеющими отношение к этому виду деятельности.

Главная цель оперативного обслуживания - выявление (на ранней стадии) недостатков в режиме функционирования объекта и устранение их до того, как будет совершено преступление.

Для достижения этой цели оперативные сотрудники изучают:

- расположение объекта, отмечая места, наиболее уязвимые для не­санкционированного проникновения либо для выноса (вывоза) с терри­тории объекта оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ;

- лиц, работающих на объекте, посещающих его клиентов, партне­ров по производственно-хозяйственной деятельности и т.п. Обращается внимание на тех из них, кто скомпрометировал себя совершением право­нарушений и преступлений, связями с преступными элементами, членством в различного толка экстремистских организациях, антиобщественным по­ведением;

- производственно-технологический процесс оборота оружия, бое­припасов, ВВ и ВУ с выявлением стадий, на которых легче всего осуще­ствить хищение;

- режим функционирования и систему охраны объекта с критической оценкой их эффективности и способности предупреждать хищения.

Одновременно с изучением объекта оперативного обслуживания следует получить образцы для сравнительного исследования. Ими могут быть образцы боеприпасов, комплектующие изделия, детали или отдель­ные фрагменты, виды маркировки и т.п. В дальнейшем это может оказать существенную помощь в раскрытии террористических взрывов, совер­шенных с использованием похищенных боеприпасов, самодельных ВУ.

Целесообразно также исследовать документы, сопровождающие оборот оружия, с целью возможного обнаружения подделок, скрывающих уже совершенные хищения или недостатки в сохранности боеприпасов, ВВ и ВУ, которые могут повлечь за собой их хищение.

В этих же целях исследуется оборудование объекта оборота ору­жия и ВВ ИТСО, средствами охранно-пожарной сигнализации. Кон­кретные объекты такого исследования выявляются при обследовании зда­ний, сооружений, помещений, участков местности, на которых располо­жены такие объекты, обслуживающих их транспортных средств, изуче­нии работающих на них сотрудников.

Осуществляя оперативно-разыскные мероприятия общего профилактического характера, сотрудники ОВД должны нацеливать свои неглас­ные источники на выявление причин и условий, способствующих неза­конному обороту ВВ и ВУ, в соответствии со своей компетенцией прово­дить предупредительную работу в сфере борьбы с незаконным оборотом ВВ и ВУ по следующим направлениям:

- анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (главной целью такого анализа является выявление наиболее уязвимых мест, требующих особого внимания, проведение в таких местах регуляр­ного инициативного поиска);

- выявление лиц, проявляющих намерения неправомерно завладеть ВВ и ВУ, информирование о них сотрудников соответствующих оператив­ных подразделений в целях согласованного осуществления оперативно-разыскных мероприятий;

- осуществление локальных комплексных оперативно-поисковых мероприятий на объекте оперативного обслуживания с привлечением раз­личных служб ОВД.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий по индивидуаль­ной профилактике преступлений в сфере незаконного оборота ВВ и ВУ направлено на систематическое и полное выявление всех лиц, могущих совершить преступление с их применением, факторов, негативно влияю­щих на формирование их личности, а также постоянное и целенаправлен­ное воздействие на эти факторы и личность профилактируемого в целях недопущения совершения таким лицом преступления.

В этих целях проводятся опросы лиц, проявляющих интерес к объек­там оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Наводятся справки о сотруд­никах этих объектов (уволенных, нанимающихся на работу, работающих), а при необходимости, обусловленной поведением изучаемых лиц, о род­ственниках и лицахиз числа их окружения. Сведения, полученныетакимобразом, концентрируются в делах оперативного учета.

При наличии законных оснований в отношении проверяемых лиц могут проводиться оперативно-технические мероприятия, использоваться возможности оперативно-поисковых подразделений.

Располагая сведениями, характеризующими лиц, склонных к совер­шению преступлений, можно, с учетом оперативной обстановки на кон­кретном участке оперативного обслуживания, достаточно четко опреде­лить круг лиц, среди которых необходимо проводить оперативный поиск и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совер­шаемых с применением ВВ и ВУ.

Положительным итогом оперативного обслуживания объекта можно считать:

- наведение соответствующего порядка в учете и сохранности ору­жия, боеприпасов, ВВ и ВУ в процессе их производства, продажи, переда­чи, хранения, транспортировки, использования, изъятия и уничтожения;

- изменение производственно-технологического процесса оборота ВВ и ВУ, исключающее их неоправданные потери или создание неучтен­ных излишков с целью последующего хищения;

- создание технически совершенной и обеспеченной квалифициро­ванными кадрами системы сохранности обслуживаемых объектов;

- своевременное принятие мер по выявленным нарушениям к ли­цам, попавшим в сферу оперативных интересов сотрудников ОВД.

К основным задачам оперативных источников в предупреждении террористических акций относятся:

а) выявление обстоятельств (время, место, способ и т.д.)соверше­ния подготовительных действий;

б) выяснение дальнейших намерений проверяемых;

в) устранение условий, способствующих совершению преступления;

г) сбор сведений о лицах, оказывающих содействиев подготовкепреступления;

д) установление иных данных, уличающих лицо в подготовке к со­вершению преступления, (например, высказывание угроз в отношении оп­ределенных лиц, проявление интереса к конструкции огнестрельного ору­жия и действию ВУ, к особенностям использования отдельных видов ВВ).

В этих целях особое место должно быть отведено проверке всех лиц, имеющих отношение к легальному обороту оружия, ВВ и ВУ, по оперативно-справочным учетам и с помощью оперативно-разыскных возможностей подразделений ОВД.

Располагая сведениями о признаках подготовки данной категории преступлений, с учетом особенностей оперативной обстановки на обслу­живаемых объектах и территории, можно достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить не только оперативный поиск, но и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ. В целях собирания, систематиза­ции и анализа сведений о таких лицах целесообразно на отдельные катего­рии из их числа заведение оперативно-наблюдательных дел и дел предва­рительной оперативной проверки.

Деятельность по подготовке к совершению террористических взрывов, как правило, носит достаточно длительный характер. Это связано с необходимостью изготовления или приобретения орудия совершения преступления, получения навыков обращения с ВУ и т.п. Высокая степень общественной опасности этих преступлений выдвигает задачу своевре­менного выявления лиц, замышляющих их совершение, принятие мер, препятствующих перерастанию умысла в покушение на преступление.

Для успешного решения этой задачи необходимо выявить умысел на совершение преступления у конкретного лица (группы лиц). Данный этап профилактической деятельности вызывает наибольшие сложности, по­скольку лица, склонные к совершению преступлений, стремятся скрыть свои намерения не только от правоохранительных органов, но и своего близкого окружения.

Значительная часть информации о лицах, замышляющих совершение преступления с применением ВУ. поступает от негласных сотрудников. Как правило, в ней содержатся данные о намерении приобрести или изго­товить ВУ, устранить, отомстить или запугать предполагаемого потер­певшего.

В качестве самостоятельной и наиболее специфичной стороны этой деятельности подразделений криминальной милиции можно на­звать борьбу с подстрекателями, вовлекающими несовершеннолетних в преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боепри­пасов, ВВ и В У.

Притягательность оружия для подростков всегда была связана с удовлетворением потребностей в технических знаниях и спортивными ин­тересами. Однако в последнее время тяга несовершеннолетних к оружию, боеприпасам, ВВ и ВУ в большей мере обусловлена пропагандой культа насилия в средствах массовой информации (особенно на телевидении, где оружие стало обязательным атрибутом решения проблем киногероев). Оружие подается как надежное средство, многократно увеличивающее возможности человека, обеспечивающее независимость и защиту лично­сти от посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство, дающее возможность попасть в сферу общения так называемых "крутых", при­дающее уверенность поступкам.

Анализ практики показывает: подавляющая часть граждан, оказывающих негласное содействие подразделениям криминальной милиции в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, не ориенти­руется на выявление и разработку подстрекателей. Нередко даже имеющаяся оперативная информация проверяется поверхностно, а в боль­шинстве случаев "теряется", как не представляющая оперативного инте­реса. Наряду с этим не налажена четкая система взаимодействия с под­разделениями по профилактике преступности несовершеннолетних.

Под информацией, представляющей интерес с позиций решения за­дач предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный обо­рот оружия, боеприпасов ВВ и ВУ, имеются в виду сведения:

- о местах концентрации криминальных и маргинальных групп из числа несовершеннолетних и молодежи;

- о лицах, проявляющих намерения завладеть оружием и прибегаю­щих в этих целях к помощи несовершеннолетних;

- об органах и организациях, должностных лицах и отдельных гра­жданах, способных оказывать гласную и негласную помощь органам внутренних дел, включая их оперативные подразделения, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений данной катего­рии.

Внешними источниками получения такой информации могут быть:

- сведения, поступающие из различных правоохранительных и других государственных органов;

- сведения из негосударственных структур, в первую очередь, обо­ронно-технических обществ, коллективов охотников, добровольных, спор­тивных обществ и клубов, по роду своей деятельности имеющих отноше­ние к обороту оружия, а также учебных заведений, использующих оружие в процессе обучения.

Внутренними источниками получения такой информации являются:

-сообщения негласных сотрудников;

- сведения, получаемые оперативными работниками в процессе проведения различных оперативно-разыскных и профилактических меро­приятий;

- материалы дел оперативного учета;

- данные паспортных аппаратов;

-материалы инспекции по делам несовершеннолетних;

- сведения оперативных аппаратов мест лишения свободы.

Не умаляя значения вышеперечисленных источников и каналов сбора информации, представляющей оперативный интерес, следует от­метить, что основной объем ее поступает от конфиденциальных источни­ков оперативных подразделений ОВД и в результате активного личного сыска.

Из числа лиц, содействующих оперативным подразделениям ОВД на конфиденциальной основе, необходимо определить тех, кто имеет воз­можность добывать сведения о несовершеннолетних и лицах, вовлекаю­щих подростков в преступную деятельность. В случае, если таких неглас­ных сотрудников не имеется или их недостаточно, то следует осущест­вить их дополнительный подбор и целевое привлечение к конфиденциаль­ному сотрудничеству. При этом целесообразно использовать и привле­кать лиц, работающих (работавших) на предприятиях и в организациях, имеющих станочный парк, где, как правило, проходят производственную практику учащиеся ПТУ, СПТУ и т.п.

Для того, чтобы результативно работать в подростковой среде, ин­тересующейся оружием, оперативный источник должен уметь войти в подростковый круг на правах "своего, равного". Обычно это удается мо­лодым людям, хорошо разбирающимся в различных видах огнестрельного и холодного оружия, боевой технике.

Представлять интерес для подростков может и взрослый - в связи со спецификой своей профессии или навыков (например, способен выто­чить металлическую деталь).

Профилактика террористических взрывов в основном связана с обучением населения и сотрудников ОВД способам обнаружения и уст­ранения условий для совершения данных преступлений, с привлечением к этой работе общественности, совершенствованием технической укрепленности объектов преступных посягательств. Важным элементом профи­лактики является также высокая раскрываемость данного вида преступле­ний и изоляция активных профессиональных преступников, в первую оче­редь, организаторов преступлений.

При обычном режиме работы ОВД для предупреждения террори­стических взрывов следует обучать население вопросам защиты на ули­це, в транспорте и дома. Это направление работы ОВД на сегодняшний день остается наиболее слабым. Чрезвычайно редко можно встретить в различных СМИ практические рекомендации населению по предупрежде­нию террористических акций.

Сотрудники ГИБДД во время проведения профилактических бесед должны обращать внимание автомобилистов на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотра автомобиля с целью обнаружения ВУ и на другие действия, которые могут предупредить взрыв.

Лицензионно-разрешительным службам при проверке знаний частных охранников и детективов (при получении лицензии на охранную и детективную дея­тельность) следует включить вопросы, связанные с профилактикой, по­иском и обезвреживанием взрывных устройств.

Участковые уполномоченные милиции обязаны проводить работу по предупреждению террористических акций на обслуживаемой террито­рии, поддерживать постоянную связь с населением, проводить сплош­ную отработку жилого сектора и нежилых помещений.

Необходимо шире привлекать к профилактической работе общест­венность, частные охранные предприятия, чтобы ограничить свободу действий преступников в окружающем пространстве.

Необходимость совершенствования деятельности ОВД по борьбе с бомбовым терроризмом вызвала создание сети специальных взрывотехнических подразделений в правоохранительных органах, интенсивную разработку новых научно-технических средств и методов, бурное разви­тие теории криминалистики в части разработки положений, характери­зующих профилактику и предупреждение преступности, технико-криминалистическое и структурно-функциональное обеспечение борьбы с терроризмом.

В настоящее время в рамках криминалистической техники (одного из разделов криминалистики) сформировалась новая отрасль, которая по­лучила название криминалистической взрывотехники.

В целях предупреждения и пресечения террористических актов с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств ОВД в рам­ках административно-правовой, уголовно-процессуальной деятельности осуществляют ряд общих и специальных мер по защите граждан, охра­няемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом.

К числу общих мер относятся: патрулирование работниками мили­ции и военнослужащими улиц и городов, парков и скверов, поездов даль­него следования, электричек, метро и других видов общественного транспорта; досмотр автотранспортных средств, их водителей и пассажи­ров на дорогах работниками ГИБДД; "зачистка" (оперативно-служебный досмотр и обследование) силами работников милиции и спецслужб поме­щений и территорий вокзалов, аэропорта, парков, стадионов, концертных залов, театров, кинотеатров и других мест массового скопления людей перед проведением общественных и спортивных мероприятий;служебный досмотр охраняемых территорий и помещений и т.д.

В данных случаях сущность поиска и досмотра состоит в визуальном и одорологическом (с применением служебно-разыскных собак) обследо­вании участков местности, помещений, зданий и сооружений, отдельных предметов, носильных вещей, одежды и багажа человека с целью обна­ружения взрывоопасных предметов в условиях неопределенности их фак­тического наличия, реальных свойств и конкретного места нахождения.

Досмотру подлежат все предметы материальной среды в конкрет­ной ситуации: бесхозные предметы на улицах или в транспорте; посто­ронние предметы в обстановке, в технологическом оборудовании, комму­никациях; ручная кладь, багаж, личные вещи пассажиров; грузы и иные предметы, перевозимые в транспортных средствах.

Взрывоопасные объекты распознаются по комплексу внешних отли­чительных и особых демаскирующих признаков, а также по результатам применения служебно-разыскной собаки, натренированной на обнаруже­ние взрывчатых веществ. В последнее время применение служебно-разыскных собак в рамках поисковых мероприятий обязательно. Резуль­таты работы собаки в каждом случае оформляются инспектором-кинологом отдельным актом. Каких-либо специальных исследований об­наруженных предметов, подозрительных на наличие взрывоопасных вло­жений, на этом этапе не производится.

Основанием для инициирования дальнейшей работы служит наличие внешних признаков взрывотехнического изделия и положительная реакция собаки на предмет. При наличии этих признаков принимаются первичные меры безопасности и для дальнейшей работы с соответствующим пред­метом вызываются специалисты-взрывотехники или саперы.

Некоторые отличия имеет досмотр (специальный контроль) взры­воопасных предметов, выполняемый сотрудниками милиции (обученным персоналом) в рамках специальных мер по предупреждению и пресече­нию террористических акций.

К числу специальных мер защиты относятся:

- досмотр и специальный контроль служащих и посетителей режим­ных объектов государственных предприятий, учреждений и организаций, выполняемый работниками милиции (государственных охранных струк­тур) с применением стационарных и иных средств металлообнаружения;

- предполетный досмотр и специальный контроль ручной клади, ба­гажа и носильных вещей авиапассажиров в аэропортах работниками мили­ции и служб безопасности авиакомпаний, выполняемый с применением рентгенотелевизионной техники;

- специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей, выполняемый работниками почтовых служб безопасности с целью выявления и изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, радиоактивно -, химически -, биологически опасных веществ и иных запрещенных к пересылке пред­метов;

- досмотр личных вещей, багажа и грузов граждан, пересекающих Государственную границу РФ, выполняемый работниками таможни и пограничниками;

- личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, выполняемый персоналом частных охранных предприятий и служб безопасности.

Проводят досмотр и специальный контроль прошедшие специаль­ную подготовку работники милиции, таможенный персонал, погранични­ки, сотрудники спецслужб, работники почтовых служб, безопасности, ча­стные детективы и охранники.

Досмотру и специальному контролю подлежат либо одежда граждан, либо конкретные предметы (почтовые отправления, ручная кладь, ба­гаж, грузы, личные и носильные вещи граждан), непосредственно пре­доставленные для этих целей. Объекты, подозрительные на наличие взры­воопасных вложений, диагностируются по комплексу признаков, выяв­ляемых как визуально, так и с использованием специальных технических средств контроля - металлоискателем, рентгеновской техникой, обнару­жителем паров взрывчатого вещества. Применение служебно-разыскных собак в рамках этих действий в отдельных случаях возможно, но не обяза­тельно.

При наличии сигнала со стороны технических средств контроля опе­ратор либо отбирает подозрительный предмет из группы проверяемых, ли­бо предлагает соответствующему лицу дать пояснения о находящемся у него предмете и (или) предъявить его для визуального досмотра. При на­личии признаков взрывотехнического изделия предмет изымается для де­тального взрывотехнического обследования, которое выполняют специа­листы взрывотехники из правоохранительных органов или спецслужб.

Что касается предупреждения террористических акций на охраняе­мых объектах, то оптимальным решением защиты объекта является ком­плексный подход, сочетающий вопросы оперативного, режимного, техни­ческого и физического характера. Все составные части комплексной за­щиты составляют единое целое, и изменение одной из частей влечет за собой изменение в других частях и в организации безопасности объекта в целом.

Например, можно за счет увеличения высоты забора, колючей про­волоки уменьшить количество рубежей на базе электронных охранных систем. За счет организации патрулирования и освещения территории можно увеличить вероятность визуального обнаружения нарушителя, уменьшив количество видеокамер внешнего наблюдения. Составных эле­ментов комплексной системы много. Комбинаций этих элементов еще больше. Комплексная система безопасности объекта допускает, что за счет комбинирования какие-то элементы уберутся, какие-то добавятся, но в целом уровень надежности и вероятности обнаружения нарушителя ос­танется без изменения.

Но есть элемент, который должен присутствовать во всех ком­плексных системах безопасности объектов. Это так называемый "механи­ческий барьер". В отличие от стен и заборов, "механический барьер" пред­ставляет собой так называемое "прозрачное" препятствие. Речь идет о та­ких известных вещах, как ворота, шлагбаумы, турникеты, разделители и т.п. Все они призваны выполнить две основные функции: затруднить несанкционированный доступ на территорию объекта и обеспечить воз­можность контроля за лицами, находящимися на территории.

С оперативной точки зрения, здесь проходит первый и зачастую са­мый важный контакт наряда по КПП (представителей СБ объекта) с посе­тителями, транспортными средствами - как своими, так и чужими. И от то­го, как будет проведен этот контакт, будет ли определен потенциальный нарушитель, смогут ли сотрудники предотвратить на этом рубеже несанк­ционированный проезд на территорию, может зависеть дальнейшее раз­витие оперативной ситуации на объекте. Ведь если у потенциального на­рушителя (террориста) больше шансов проникнуть на территорию через ворота, КПП и т.п., то теряется весь смысл многорубежности охраны, тех­нической сложности электронных средств и прочего, о чем говорилось выше.

С общими профилактическими мероприятиями по предупреждению взрывов тесно связаны и конкретные меры поиска взрывчатых ве­ществ и взрывных устройств. Последние, как правило, состоят из сле­дующих основных компонентов: корпуса, заряда ВВ, детонатора, источ­ника питания, временного или иного спускового устройства, проводов и соединений. Цель поиска - обнаружение, прежде всего, самого опасного компонента ВУ - взрывчатого вещества, т.к. остальные компоненты, кроме детонатора, по своему внешнему виду, физическим и химическим свойствам, как правило, не отличаются от различных бытовых предметов.

Поиск ВВ и ВУ должен быть хорошо продуманной операцией, включающей определенную последовательность действий, которые раз­личаются в зависимости от характера объекта, где ведется поиск (транс­портные средства, дороги, площади, здания, люди).

Методы поиска ВВ и ВУ обычно классифицируется на три вида: за­градительные, предупредительные и противодействующие.

Заградительный поиск достаточно широко применяется на про­ходных охраняемых объектов, таможенных и пограничных постах, в аэ­ропортах. Самым простым способом из заградительного поиска является досмотр, т.е. принудительное обследование лица либо его имущества с целью обнаружения и изъятия ВУ.

Предупредительный поиск используется в основном в трех случа­ях:

1. В качестве профилактической меры при охране общественного порядка и проведении массовых мероприятий (съездов, концертов, ми­тингов, конференций и т. д.).

2. Как средство срыва террористических акций.

3. В качестве меры безопасности.

Противодействующий поиск осуществляется, как правило, при получении сигнала о "бомбовой угрозе", а также как поиск после взрыва.

2. Тактика действий органов внутренних дел по пресечению террористической деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: