Характеристика неэкспериментальных методов педагогической психологии

Наблюдение – метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия и регистрации поведения какого-либо объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца ХIХ в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала ХХ в. — в психологии труда, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческих психических состояний, характеристик и актов поведения, так как в естественных науках общение между субъектом и объектом исследования невозможно. диалог между людьми, входе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом психодиагностической (клинической) беседы. Психологи раз личных школ и направлений, как отечественных, так и зарубежных, широко используют ее в своих исследованиях.

Интервью. Одной из разновидностей беседы является интервью. Общее, что объединяет интервью с беседой, — то, что общение осуществляется между двумя субъектами. Однако общение направлено в одну сторону. Ибо интервью — это целенаправленный опрос по определенной проблеме. Исследователя интересует в большей степени отношение респондента к той или иной проблеме и принадлежность к той или иной социальной группе, и в меньшей степени — его индивидуально-психологические характеристики. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Анкетирование — опрос, т. е. заполнение анкеты (без участия исследователя или в его присутствии). Психологи часто обращаются к анкетированию в своей исследовательской практике. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф. Гальтон. Анкеты — более удобный и дешевый способ получения информации от многочисленной группы людей, населяющих большую территорию. В современной организационной психологии использование анкет наиболее распространенный способ получения информации от работающего персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: