Сущность научения. Социально-психологические условия эффективного научения

Научение – этороцесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Процесс присвоения культуры, взятый в целом, называется научением (иногда — социализацией, инкультурацией, непреднамеренным или спонтанным воспитанием, воспитанием в широком смысле слова). Научение — процесс и результат самопроизвольного приобретения индивидуального опыта. Этот процесс протекает неосознаваемо (латентно) для растущего человека. Латентное (скрытое) научение — становление у него образа целостной ситуации и своего поведения в ней. Роль латентного обучения в развитии особенно ярко проявляется в усвоении речи и при решении человеком творческих задач. Результат латентного научения проявляется в форме инсайта — внезапных озарений. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). В процессе научения приобретаются условные рефлексы, и генотип все более утрачивает способность обусловливать фенотипическую изменчивость. Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также - случайным, эпизодическим.

Факторы, от которых зависит успешность научения:

- познавательные процессы,

- свойства личности,

- умение общаться и взаимодействовать с другими участниками учебного процесса,

- оптимальный уровень трудности и доступность учебного материала,

- наличие продуманной системы стимулирования успехов и предупреждения неудач в учении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: