Психологические основы самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, — это сильная тяга к самовоспитанию. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте (12—13 лет) дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития:

1. Первая ступень — физическое и волевое самовоспитание (подростковый возраст). Улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом.

2. Вторая ступень — нравственное самосовершенствование (ранний юношеский возраст). Цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.

3. Третья ступень — профессиональное самовоспитание (средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости). Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни.

Как помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании?

Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков.

Во-вторых, заинтересованное и доброжелательное участие взрослого в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного возраста.

Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у авторитетных взрослых. Старшие школьники сталкиваются с проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них — стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное литературой и фильмами. Взрослому важно помочь молодым людям найти в такой литературе и фильмах тех героев, и те качества, чтобы сформировать правильные нравственные и романтические черты, а так же полезные деловые свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: