Элементы содержания педагогического процесса

Элементы содержания ПП в науке объясняются неправильно. Это - следствие ошибочного подхода к проблеме содержания ПП. Наши ученые, как было сказано выше, его необоснованно делят на две части: на содержание образования и содержание воспитания. Профессор Лернер И.Я. выделяет следующие четыре основные структурные компоненты (некоторые ученые “элементы содержания” называют “компонентами”, “составом содержания” и т.д.) содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности;

З) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-волевого отношения к действительности, друг к другу... [138, с. 146-147].

В приведенном списке вызывает сомнение третий пункт. Творческая деятельность, как вообще любая деятельность, не является элементом содержания ПП. Деятельность возможна только при наличии умений и навыков. Именно эти последние относятся к элементам содержания...

Леднев В.С. в содержание образования включает “такие общепризнанные компоненты становления личности, как воспитание (в узком смысле) и развитие”. Он считает, что “в системе элементов содержания образования, предложенной Лернером И.Я., отсутствует умственное, трудовое, коммуникативное и физическое воспитание, а также многое другое” [80, с. 56-57].

Умственное, трудовое, коммуникативное, физическое и другое воспитание нельзя считать элементами содержания ПП. Их можно условно назвать “видами содержания”. Они, являясь сложными образованиями, сами состоят из искомых нами элементов – кирпичиков содержания: знаний, умений, навыков и т.д.

Все изложенное свидетельствует об актуальности проблемы “система элементов содержания педагогического процесса?”

В ходе нашего исследования найден ответ на этот вопрос. Он отражается в следующей таблице.

Таблица 2

Элементы содержания педагогического процесса



Знания Умения Навыки Отношения Черты характера

“Знание - верное отражение действительности в мышлении челове­ка; проверенный общественной практикой результат процесса позна­ния” [146]. Научные знания отражаются в понятиях, фактах, законах, теориях, гипотезах и т.д. Знания, усвоившись человеком, образуют его мировоззрение – “систему обобщенных знаний о действительности” [138, с. 68].

Умения - это правильное выполнение действия. В содержании педагогического процесса общеобразовательной школы находит отражение целая система умений, которые, как правило, учеными делятся на различные группы: коммуникативные, конструктивные...

Навык характеризуется в педагогической науке как “умение, доведенное до автоматизма” [83, с. 317].

Следующим элементом содержания ПП является отношение (любовь, ненависть, уважение и др.). Оно, как правило, отражается в чувствах; эмоциях (радость, печаль, гнев, досада, стыд, воля, негодование…); интересах, потребностях и т.д. Формирование у человека правильного отношения к окружающей действительности: к природе, людям, явлениям, самому себе - происходит преимущественно в результате усвоения им данного элемента содержания.

Во время педагогического процесса воспитанники должны приобретать те или иные черты характера. Поэтому они входят в содержание ПП.

Вышеперечисленные элементы во взаимосвязи должны создавать стройное, целостное образование - содержание педагогического процесса. Должны... Но не всегда так бывает. По данным нашего исследования, наблюдаются такие нарушения целостности, как переоценка роли знаний в содержании ПП; недооценка черт; получение знаний без соответствующего отношения к ним и другие.

Взаимосвязь этих элементов разносторонняя и сложная. Например, приобретение прочных, глубоких, разносторонних знаний, умений невозможно без определенных черт характера: целеустремленности, ответственности, познавательного интереса и т.д. Знания, полученные без соответствующего отношения к ним, развивают человека неэффективно, иногда и в нежелательном направлении. “Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния чувств...” – писал Чернышевский Н. Г.

Знание помогает усвоить умение, умение - усвоить знание... Даже внутри одного элемента существует связь: одно знание приводит к усвоению другого знания, одно умение помогает усвоить другое.

Игнорирование взаимосвязи элементов содержания ПП, неоптимальное сочетание их нарушают целостность содержания педагогического процесса и являются одной из причин неэффективности ПП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: