Педагогического процесса

Знания, умения, навыки, отношения, черты характера, объединившись в особую систему вокруг какого-то общего “направления”, образуют структурные единицы содержания педагогического процесса.

В науке издавна ведутся поиски по выявлению и обоснованию их. Известны такие классификации:

а) научно-теоретическая;

практическая;

нравственно-психологическая подготовка.

б) естественнонаучное;

гуманитарное образование.

политехническое и трудовое обучение;

физическое воспитание;

в) естественнонаучное;

общественно-научное;

языковое;

эстетическое образование.

г) классическое образование;

реальное образование.

д) идейно-политическое;

нравственное;

умственное;

трудовое;

эстетическое воспитание.

е) материальное;

формальное образование.

ж) общее;

политехническое;

специальное образование и т.д.

Из вышеперечисленных единиц содержания педагогического процесса более удачными являются те, которые названы в последнем пункте. “Под общим понимается образование, результатом которого является способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. Наоборот, специальное образование обеспечивает подготовку к специальным, прежде всего профессиональным, видам деятельности. Политехническое образование рассматривается как область пересечения общего и специального образования”, - пишет Леднев В.С. [83, с. 59].

Доказав несостоятельность, к сожалению, довольно широко распространенного в педагогике понятия “образование”, мы сознательно отказываемся от употребления его. Поэтому названия структурных единиц содержания педагогического процесса у нас имеют другое звучание. Мы их называем соответственно “общая единица содержания”, “политехническая единица содержания”, “специальная единица содержания” педагогического процесса.

“Общее”, “политехническое”, “специальное” как структурные единицы присутствуют в содержании педагогического процесса любого учебного заведения, начиная с дошкольных учреждений, кончая вузом. Они, оптимально сочетаясь друг с другом в содержании ПП, позволяют получить всесторонне развитых, подготовленных к жизни людей. Путем регулирования их соотношения можно создавать разнообразные типы учебных заведений: общеобразовательные школы (лицеи, гимназии...), политехнические школы (технологические учебные заведения среднего и высшего типа, индустриальные школы, реальные школы…), специальные школы (профтехучилища, техникумы, колледжи, вузы...) и др.

Усвоение человеком общих знаний, умений, навыков, черт и отношений, т.е. общих единиц содержания ПП, начинается с его рождения и продолжается до последней минуты жизни. Особо активизируется этот процесс в дошкольных, общеобразовательных, в средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение воспитанниками общеобразовательных дисциплин, основ человеческой морали, постоянное совершенствование своего характера дают ученику “общее образование” - вооружают его общими знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношениями.

Политехническая единица содержания педагогического процесса представляет собой систему знаний о производстве, универсальных умений, навыков обращения с орудиями труда, черт характера, необходимых для общей организации производительного труда. Она, как и общая единица, присутствует в содержании ПП, осуществляемого в любом “учебно-воспитательном” учреждении.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые противоречивые подходы, проблема “политехнического образования” в педагогической науке достаточно хорошо разработана [5; 6; 12; 26; 29; 35; 65; 122; 134; 135; 138; 160].

Специальная (профессиональная) единица содержания педагогического процесса состоит из знаний, умений, навыков, черт характера, применяемых в той или иной сфере трудовой деятельности - в области конкретной профессии (специальности). Усвоение специальных знаний, умении, навыков, черт, отношений без “общих” и “политехнических” не способствует формированию настоящих специалистов, что лишний раз доказывает органическую взаимосвязь рассмотренных единиц содержания педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: