Цели первой сессии

Начальное консультативное интервью в некотором смысле является наиболее важным. В течение этой сессии клиент начинает строить доверие к консультанту, внимательно присматриваясь к поведению консультанта. Первичная цель первой сессии — установление раппорта. Эйзенберг и Делани составили список следующих процессуальных целей первой сессии:

1. Стимулировать открытое, честное и полное общение относительно проблем, которые нужно обсудить, и факторов и обстоятельств, связанных с этими проблемами.

2. Углублять понимание, уважение и доверие между собой и клиентом.

3. Дать клиенту понять,что на консультативной сессии можно получить пользу.

4. Определить проблему или переживание для последующей проработки.

5. Дать клиенту понять, что консультирование — это процесс, в котором обе стороны должны упорно работать над исследованием и пониманием клиента и его или ее проблем.

6. Получать информацию о клиенте, связанную с его или ее тревогой, и эффективным решением проблемы (Eisenberg and Delaney, 1977).

Информационно-ориентированное первичное интервью

Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994) подчеркивают, что первичное интервью в консультировании может выполнять две функции: (1) оно может быть вводным собеседованием и служить для сбора необходимой информации о клиенте или (2) оно может быть сигналом к началу взаимоотношений. Каждый из этих типов интервью имеет право на существование, и некоторые задачи являются для них общими, хотя умения, на которые обращается особое внимание при проведении интервью разных типов, различаются. Поскольку цель интервью первого типа состоит в накоплении информации, структура сессии определяется консультантом: консультант хочет, чтобы клиент рассказал о своих проблемах. Консультант будет отвечать клиенту преимущественно путем вопросов-зондов, закрытых вопросов, акцентирования и просьб о разъяснении (Hackney & Cormier, 1994), нацеленных на выявление информации.

Зондирующий вопрос — это вопрос, который обычно начинается со слов: кто, что, где или как. Он предполагает более чем одно-двухсложный ответ, например:

«Что вы планируете делать для получения работы?» Некоторые из зондов, обычно те, которые начинаются со слова «почему», вызывают неодобрение и защитную реакцию клиента (например, «Почему вы это делаете?») (Benjamin, 1987).

Акцентирование — это привлечение внимания к последним нескольким словам клиента. Например:

Клиент: Ситуация, в которой я сейчас нахожусь, сводит меня с ума! Консультант: Сводит вас с ума?

Закрытый вопрос — это вопрос, который требует конкретного и ограниченного (односложного) ответа, типа «да» или «нет» (Galvin & Ivey, 1981).

Консультант: Вы радуетесь встречам с другими людьми? Клиент: Да.

Закрытый вопрос достаточно эффективен для выявления большого количества информации за короткий период времени. Но он не допускает детального уточнения, которое могло бы также быть полезным.

В отличие от закрытого вопроса, открытый вопрос, который обычно начинается с «что?», «как?», дает клиенту больший простор для ответа. Например: «Как это повлияло на вас?», «Вы могли бы дать мне подробную информацию?» или «Расскажите мне подробнее об этом» (Young, 1992, р. 44). Главное различие между закрытым и открытым вопросом «состоит в том, поощряет или нет данный вопрос клиента на подробный разговор» (Galvin & Ivey, 1981, р. 539). Это разница между ответом на зондирующий вопрос, который ориентирован на какой-то факт, и рассказом, в котором проявляется более глубокий уровень понимания и объяснения (Young, 1998).

Наконец, просьба о разъяснении — это вариант ответа, который консультант использует, чтобы убедиться, что он понимает то, что говорит клиент. Консультант просит, чтобы клиент повторил или уточнил детали только что сказанного. Например, консультант может сказать: «Пожалуйста, помогите мне понять эту связь» или: «Я не вижу здесь связи».

Существует целый ряд вопросов, ответы на которые консультант желает получить в информационно-ориентированном интервью. Консультанты часто рассчитывают на то, что эта информация может быть использована как часть психологической, профессиональной или психосоциальной оценки. Консультанты, работающие в агентствах по вопросам психического здоровья, в медицинских, коррекционных, реабилитационных и социальных агентствах, особенно заинтересованы в интервью такого типа. Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994) указывают, какую информацию консультанты накапливают в этих первичных интервью (с.165-166).

Первичное интервью, ориентированное на установление отношений

Интервью, которые сосредоточиваются на чувствах или динамике отношений, заметно отличаются от информационно-ориентированных интервью. Они концентрируются больше на установках клиента и его эмоциях. Обычные реакции консультанта содержат переформулировки, отражение эмоций клиента, подведение эмоциональных итогов, просьбы о разъяснении и подтверждении интерпретации невербальных реакций (Hackney & Cormier, 1994).

Переформулировка — это простой зеркальный ответ, который дает клиенту понять, что консультант его активно слушает. Используемый сам по себе, этот прием относительно безрезультатен и неэффективен.

Клиент. Не уверен, найду ли я когда-либо себе подходящую пару? Моя работа связана с постоянными разъездами, и поэтому я всегда остаюсь в одиночестве. Консультант. Из-за характера своей работы вы не знаете, удастся ли вам найти супругу.

Отражение душевного состояния (эмоции) подобно приему переформулировки, но связано с вербальной и невербальной экспрессией. Отражение может происходить на разных уровнях; на одних уровнях передается больше эмпатии, чем на других. Например, ответ консультанта клиенту, тихо плачущему по поводу потери одного из родителей: «Вы все еще действительно чувствуете боль».

Подведение эмоциональных итогов — это перефразирование чувств,которые выразил клиент. Например, консультант мог бы сказать клиенту:

«Джон, если я понял вас правильно, вы переживаете депрессию после смерти вашего отца и огорчены тем, что ваши друзья не помогли вам пережить ваше горе. Кроме того, вы чувствуете, что ваша работа скучна и что ваша жена эмоционально отдалена от вас».

Подтверждение невербального поведения отличается от предыдущих приемов. Примером использования подтверждения является ситуация, когда консультант говорит клиенту: «Я вижу, что ваши руки сложены на груди и вы рассматриваете пол». Этот тип ответа не интерпретирует значение поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: