Теории происхождения искусства

Первые памятники художественной деятельности первобытного человека встречаются в юго-западной Европе, в Азии, на территории бывшего СССР, в европейской части и в Южной Сибири.

Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические памятники. Наука о первобытном обществе широко пользуется также данными геологии, антропологии, палеоботаники, истории, мифологии, фольклора.

Ещё в конце XIX века история искусств открывалась разделами, посвящёнными Древнему Египту и Ассирии и таким образом, хронологически не входила за пределы IV – III тыс. до н. э. Но вот почти одновременно с изобретением телефона и кино человечество открыло для себя искусство древнего каменного века – палеолитическую живопись и скульптуру. И сразу же временные рамки истории искусств раздвинулись до сорока тысячелетий. Впервые причастность охотников и собирателей к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Ларте опубликовал ее в 1861 году. Он же обнаружил изображение мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Эта находка была воспроизведена в книгах 1860-1870-х гг., не вызвав особо острой полемики.

Иная судьба была у цветной наскальной живописи, открытой впервые в 1879 г. Речь идет о большой пещере Альтамира на севере Пиренейского полуострова.

В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже испанский сеньор Марселино де Саутуола увидел орудия первобытного человека, его украшения, резьбу, добытые в пещерах долины реки Везер, притока Дордони. Саутуола вспомнил, что в 1862 году его слуги на охоте обнаружили большую подземную пещеру близ селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками в этой пещере, предварительно взяв несколько уроков у археолога Пьетта. Первые поиски остались безрезультатными. Но в конце 1879 года были обнаружены каменные орудия. Ободренный успехом, Саутуола решил продолжать раскопки.

Однажды пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила взять ее с собой. И вот в низеньком боковом коридоре она увидела на потолке изображения красных быков. Она позвала отца, и тот был поражен, почувствовав на себе полный ужаса взгляд быка. Картины казались совсем свежими. Археологи заинтересовались открытиями Саутуолы. Наступил короткий период успеха. Но вот через некоторое время обстановка резко изменилась. На конгрессе в Лиссабоне по доистории вступили крупнейшие авторитеты в науке, заявляя, что живописи в Альтамире не более 20 лет и что здесь кроется прямой обман. Саутуола, покрытый позором, вскоре умер в одиночестве.

В кон. 80-х – нач. 90-х гг. XIX века во Франции стали появляться вполне достоверные сведения о находках палеолитического искусства, в том числе и пещерной живописи. Крупнейшие заслуги в изучении древнейшего искусства за рубежом принадлежали ученым Анри Брейлю, Пьетту, Картальяку, Леруа-Гурану и др. Среди русских ученых следует отметить труды А. Окладникова, А. Столярова, А. Формозова, Б. Фролова.

История первобытного искусства включает проблему происхождения искусства, не решенную окончательно до сих пор. Лишь во 2-ой пол. XIX века благодаря успехам археологии этот вопрос был поставлен на научную основу. Существует несколько теорий происхождения искусства.

1.”Богословская теория” - считалось, что искусство «божественный дар». Бог – творец всего мире, а посему любая часть вселенной, любое явление созданы Им. Человек не в силах объяснить весьма сложную, необычную природу искусства. Из этого и сложилась богословская теория.

2. Так называемая “имитативная теория” определяет искусство как проявление инстинкта подражания (Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер). Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искусстве. Различные формы танцев: охотничьи, военные и др. основаны на подражании повадкам животных и действиям, связаны с войной, охотой и др. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и первобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

3. Теория “инстинкта украшения” (Дарвин, Гроссе и др.). Стремление к прекрасному толкает человека на различные шаги. Желая украсить себя и других, показать своё превосходство, сделать себе приятное человек создаёт, то что мы называем произведения искусства. Примером подтверждения этой теории могут служить нательные украшения – раскраска, татуировка и т. п. (бытует у большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития). Что же касается надеваемых украшений: бус, ожерелий, колец, подвесок и т. п. – то они, как известно, широко распространены не только у так называемых “примитивных” народов, но полной мере сохраняются и в развитом современном обществе.

4. “Теория игры”. Её сторонники (Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче и др.) считают искусство разновидностью игры. В веселой игре-искусстве люди избавляются от хлопот и невзгод. Главное в искусстве то, что оно возникает ради чистого, не омраченного помыслами о хлебе насущном удовольствиями. Нельзя не согласиться с тем, что игровой момент действительно важен в искусстве, но нельзя его абсолютизировать. Сейчас почти никто не разделяет такой точки зрения. Если бы целью древнего человека были бы только игра и наслаждение, то зачем ему потребовалось покрывать живописью стены пещер чрезвычайно далеко от входа, иногда на расстоянии более километра, в полном непроницаемом мраке? Зачем было создавать образы животных высоко на потолке, так что смотреть на них можно было, только запрокинув голову?

Давая оценку этим теориям, отметим их неполный ограниченный характер, преувеличенное значение всевозможных инстинктов, присущих человеку.

5. Материалистическая теория. Наиболее полно, научно обоснованно и исторически грамотно дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. (Г. Плеханов, Я. Рогинский, К. Маркс, Ф. Энгельс). Г. В. Плеханов считал, что своим происхождением искусство обязано не биологической природе человека, не религии, магии или игре, как это утверждают метафизики, а развитию общественной жизни и её основе – труду, который, по его словам, “старше искусства” Г.В. Плеханов особенно подчеркивает определяющую роль социального фактора в появлении и развитии художественной деятельности человека.

Следует признать наличие прямой связи между появлением Homo sapiens (примерно 40 тыс. лет до н.э.) и началом художественной деятельности (примерно то же время). Таким образом, только появление общественного человека могло вызвать к жизни тот специфический вид сознательной деятельности, который мы называем искусством. Homo sapiens совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Сознательная трудовая деятельность – отличительная особенность человека. Труд позволил человеку шаг за шагом открывать для себя новые явления природы и результаты производственной деятельности.

Первобытному человеку понадобилось сотни тысячелетий, чтобы проделать путь от грубого рубила до острого тонкого резца, которыми были выгравированы на камне первые изображения. Та же деятельность развила подвижность руки и сделала способной к художественному творчеству.

Постепенно в процессе активно преобразующей трудовой деятельности совершенствовался сам человек, развивалось его сознание. В процессе труда стало возможным развитие истинно человеческих чувств. Развитие в труде духовных способностей привело к постепенному формированию эстетического чувства и эстетической потребности. Эстетическое чувство породило эстетическую потребность, которая формировалась и совершенствовалась в процессе производственно-трудовой практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: