II. Искусство эпохи палеолита (35 – 10 тыс. до н.э.)

Палеолит - древнейший этап развития первобытной культуры, когда согласно данным археологии, появились основные виды изобразительного искусства. В его развитии можно проследить ряд этапов: древний (нижний палеолит) (до 150 тыс. до н. э.); средний палеолит (150 - 35 тыс. до н. э.); верхний или поздний палеолит (35 - 10 тыс. до н. э.)

Поздний палеолит (35 - 10 тыс. до н. э.) - наиболее важный для изучения искусства этап, так как в это время окончательно сложилась родовая организация, появилась изобразительная деятельность. Это время рождения первых религиозных воззрений, магии, тотемизма и анимистических представлений. Памятники скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и в Северной Африке.

Поздний палеолит делится на периоды, соответствующие поступательному развитию культуры: Ориньяк - Солютрейский период (35-20 тыс. до н. э.) и период Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.)

Овладев в предшествующие периоды техникой изготовления примитивных каменных орудий, человек позднего палеолита, совершенствуя навыки, создавал орудия труда все более разнообразными и законченными по форме. Он уже жил не только в созданных природой убежищах (пещеры, гроты), а научился строить из разного материала наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.)

Люди знали огонь, заботились о погребении сородичей. Наш далекий предок уже умел обрабатывать шкуры животных и делать из них одежду. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести загонную охоту на крупных животных, что было значительным завоеванием человечества.

Самым большим успехом в духовной жизни людей этого времени было появление первых и пока еще робких шагов в области изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности: росписи на стенах и скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге, прикладное искусство.

Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился. Это изображение оленя, мамонта, быка, бизона, лошади, льва. Кроме этого встречаются изображение женщины, играющей в это время значительную роль, так как в этот период существовал матриархат.

Гравированные рисунки исполнялись кремневым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком слое глины.

Круглая пластика создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по-видимому, дерева.

Пещерные росписи создавались в труднодоступных местах пещеры, на большом удалении от входа (от 100 до 800 метров). Это может свидетельствовать о ритуально-магическом назначении изображенного. В живописи использовались земляные краски: желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Отсутствует зеленые и синие тона. Особое отношение людей палеолита к красному цвету. В научной литературе отмечается, что красный цвет в эту эпоху - цвет крови и огня. Он, может быть, означал и жизнь, и свет, и тепло. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений и с помощью примитивных кистей из пучка травы или волос из шкуры животного наносилась на поверхность камня, глины.

Основным районом распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании.

В Восточной Европе и Сибири преимущественно бытовала мелкая пластика – так называемое мобильное искусство. И только на Урале в Каповой пещере сравнительно недавно (в 1959 году) обнаружены росписи эпохи Мадлен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: