Техника исполнения: краски, резьба и рельеф

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства в эпоху палеолита не отличается разнообразием.

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Нанесение краски производилось более или менее обработанной кистью или методом разбрызгивания краски по поверхности. В качестве основы использовались скальные стены, которые предварительно покрывались слоем закрепляющего вещества. Применялись также тампоны, смоченные в красящем веществе.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

Иногда резьба использовалась на рисованных изображениях для акцентирования некоторых деталей. Наиболее широкие углубления делались с помощью долота. Линии резьбы зачастую настолько тонки, что их можно увидеть только при ярком освещении. В других случаях это достаточно мощные и глубокие борозды. Можно также встретить ряд углублений, сделанных пальцами во влажной земле или глине.

Рельефная резьба чаще встречается на статуэтках, чем в наскальной живописи, хотя и в последней ее также можно иногда видеть. Если в первых случаях она представляет собой мелкие фигурки, которыми завершаются изделия из кости, а иногда даже объемные групповые скульптуры, то в наскальной живописи это обычно барельефы.

Древние авторы нередко использовали природный рельеф скалистой поверхности, слегка выделяя отдельные его детали для создания объемного образа того или иного животного. Иногда попадаются фигурки, изготовленные из глины, но такие находки очень редки.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

В истории пещерных росписей эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности, около 30 тысяч лет назад первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

Позднее, примерно с 20 по 17 тысячелетия, древние мастера стали уделять больше внимания деталям. Косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, для передачи пятен на шкурах быков, лошадей и бизонов научились пользоваться дополнительными цветами — различными оттенками желтой и красной охр. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть. Так, например, переданы гривы лошадей, массивные загривки бизонов. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией.

В 14–12 тысячелетиях пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись этого времени стала более объемной, передавала динамику, цвет и пропорции фигур. В это время созданы громадные живописные «полотна», покрывшие стены и своды глубоких пещер.

В палеолитическом искусстве можно выделить четыре группы изображений: образы животных, человеческие существа, знаки и неопределенные мотивы. Французский ученый Андре Леруа-Гуран произвел анализ 1131 фигуры из 66 пещерных памятников и получил такие результаты: животные — 63 %, знаки — 34 %, люди — 4 %.

В группе животных самыми многочисленными являются фигуры лошадей. На втором месте — бизонов. На долю этих животных приходится около 60 % всех рисунков. Далее следуют изображения горного козла, оленя, лани, мамонта, северного оленя, медведя, льва и носорога.

Изображения человека менее многочисленны, их около 200, сюда же специалисты добавляют около 500 отпечатков рук и 60 рисунков, отражающих сексуальные мотивы. Известны как изображенные целиком фигуры, так и части тела. На изображениях можно увидеть и мужские и женские фигуры. Наиболее часто воспроизводятся отдельные части человеческого тела: головы, торсы, половые органы и руки.

Самой многочисленной и разнообразной группой являются знаки. Они появляются с самого начала возникновения настенного искусства в форме чашечек, округлостей и треугольников, происхождение которых связывают с символикой вульв. Это абстрактные геометрические мотивы: окружности, многоугольники, линии, стрелы, углы, кресты, отрезки и пятна.

Так же широко представлены неопределенные мотивы. Эта группа очень разнообразна и сложна для расшифровки. Первоначально они почти не принимались во внимание и не изучались. В настоящее время ученые признают важность многих из этих знаков. Они присутствуют почти во всех настенных композициях. Среди них можно выделить следы, не определенные в силу плохой сохранности изображений, и мотивы, воспроизведенные намеренно.

Такова самая общая классификация изображений. Имеются различные переходные формы. Существуют комбинированные фигуры: животные, созданные из частей тел разных видов, люди-животные, люди-знаки, животные-знаки, сюда же можно отнести изображения фантастических существ и множество частичных изображений — головы, морды, рога, профили, отдельные части тела, фрагменты знаков, которые могут соединяться самым причудливым образом.

В целом палеолитической живописи присущи следующие характерные признаки:

1. реализм в изображении животных

2. рисование преимущественно крупных травоядных

3. схематизм и гиперболизированность при изображении отдельных частей тела человека

4. крупномасштабность рисунков — зачастую бизоны, лошади и быки воспроизводились в натуральную величину или даже превышали таковую

5. воспроизведение фигур животных в движении (часто, но не всегда)

6. широкое применение различных символов

7. в «сценах» отсутствуют искусственные границы, рамки, фон или пейзаж

8. «композиции» не всегда можно рассмотреть полностью из одного места

3. Ареал памятников палеолитического искусства в Европе и Азии.

Палеолитическое искусство принято делить на две основные группы произведений. Первая — это искусство «малых форм», так называемое «подвижное» или «мобильное» искусство, включающее мелкую скульптуру, графику, резьбу и очень редко роспись, как на предметах хозяйственного назначения (наконечники копий, копьметалки), так и на бесформенных обломках кости, рога, каменных плитках и обломках известняка, печаника и шифера. Вторая группа - «монументальное», «стационарное» наскальное искусство, чаще всего расположенное в пещерах, включающее росписи, графику, барельеф,

Искусство конца древнего каменного века в целом территориальном отношении может быть поделено на три большие провинции: франко-кантабрийскую (или испано-аквитанскую), средиземноморскую и огромную восточную, тянущуюся от Средней Европы до Сибири (богатую мобильным искусством, но очень бедную монументальным.

Распространение вышеупомянутых групп неравномерно: если произведения искусства малых форм в немалых количествах встречаются по всей приледниковой зоне Евразии, наскальное искусство сосредоточено главным образом на юго-западе Европы. Особенно изобилуют находками следующие обширные области: Кантабрийские горы на севере Испании (провинции Кантабрия и Астурия), департаменты Верхние Пиренеи, Арьеж, Дородонь во Франции. Стоит отметить, что между произведениями первобытной живописи, найденными на этих территориях существует заметное сходство.

На территории Франции, где находится около 160 пещер, как правило, выделяют 4 главных региона, в которых сосредоточена основная масса произведений первобытного искусства. Наиболее важным из них представляется Перигор, где обнаружено более чем 60 памятников, охватывающих хронологический период в 20 тыс лет. Здесь есть пещеры как с наскальными росписями: Ляско, Руффиньяк, Фон-де-Гом, так и гравировками: Комбарель, Кюссак.

Кверси образовывает особую группу, расположенную на востоке и юге Дордони. Этот регион включает более 30 разрисованных пещер. Самые известные из них — это Куньяк и Пеш-Мерль.

Пиренеи составят отдельную группу практически равную Кверси по количеству памятников искусства древнего каменного века. Здесь было найдено около 30 гравированных и расписных пещер, в основном относящихся к мадленскому периоду палеолита, но несколько из них имеют более древний возраст (Гаргас, несколько галерей Труа-Фрер и Портель). Наибольшую историческую ценность представляют в этом регионе пещеры Нио, Труа-Фрер, Тюк д' Одубер, Портель, Гаргас.

В долинах Арьежа сосредоточена самая маленькая группа, насчитывающая около 20 пещер. Как правило, они рассеяны в различных местах: пещера Коске близ Средиземного моря (Прованс), Пер-нон-Пер в департаменте Жиронда, и пр.

Таким образом, Франция, на сегодняшний день остается мировым лидером по количеству памятников верхнепалеолитического искусства, ненамного опережая даже Испанию, которая занимает второе место по числу и великолепию наскальных росписей.

Продолжительное время полагалось, что древняя живопись Иберийского полуострова ограничивается Кантабрийским регионом, который являлся как был западным окончанием богатых изобразительными памятниками французских областей, считавшихся центром всего монументального искусства палеолита. На сегодняшний день палеолитические рисунки и гравировки обнаружены почти на всем полуострове. Вместе с огромным количеством разрисованных пещер Кантабрии, мы узнали о множестве других художественных групп: это Мезета и Атлантическое побережье; Андалузия, с продолжением до Мурсии и юга Леванта.

Количество палеолитических живописных памятников на полуострове теперь более 150. Из них 103 пещеры и грота в Кантабрии, 16 памятников в долине Дуэро, в долине Эбро еще 5 пещер, 8 в южной Мезете и Алентехо, 7 на юге Леванта, и около 17 в Андалузии.

Такая плотность имеет несколько причин. Первая - разные традиции стиля в каждом из регионов, вторая — различная степень сохранности произведений искусства.

Средиземноморская провинция считается периферией франко-испанского центра палеолитического искусства. В Италии находки произведений этого искусства связаны с гримальдийской группой памятников верхнего палеолита. Итальянская палеолитическая живопись представлена такими памятниками, как: Романелли (схематизированные и геометризированные, полуреалистические фигуры), Ромито, Палицци (кроме лошадей, есть негативные и позитивные изображения рук), Аддора, Леванца.

Замечательные изображения животных, сходные с франко-кантабрийскими, открыты на стенах пещер в Сицилии. Здесь же встречаются и человеческие фигуры.

В целом, на территории Евразии — от Иберийского полуострова до Урала было обнаружено около 350 пещер с остатками палеолитической живописи.

Как ни странно, но на остальном пространстве Евразийского континента подобные памятники практически неизвестны. Немногочисленны, но бесспорно признаны палеолитическими изображения в пещерах Моравии, Балкан (1), Германии (2). В 2003 г. были открыты первые пещерные палеолитические рисунки на территории Англии — пещера Чарч Хол (Кресвел-Крег) — здесь было найдено около 90 рисунков. Более того, большинство фигур (58) расположено на потолке (подобные рисунки крайне редки даже на континенте). В этой английской пещере был обнаружен новый феномен в палеолитическом наскальном искусстве, получивший название «глаз Кресвелл», т. к. несколько фигур имеют четко выраженный глаз.

Лишь отдельные предположительно палеолитические местонахождения обнаружены в азиатской части континента — Индии, Сибири, Монголии, Турции (Южная Анатолии), Северном Китае.

Долгое время территория бывшего Советского Союза считалась лишенной палеолитического наскального искусства. На сегодняшний день на постсоветском пространстве известны 2 пещеры с бесспорно палеолитическими рисунками: пещера Шульган-Таш (Капова), расположена на Южном Урале, в республике Башкортостан, и Игнатьевская пещера, в 250 км от Каповой. Несмотря на крайнюю удаленность Урала от Франко-кантабрийского региона по всем основным признакам (топографическое размещение фигур, анималистические сюжеты, техника исполнения) изображения родственны франко-испанским.

Помимо этого в 2006 г. в ходе предварительного обследования пещеры «Козья» в Челябинской области были обнаружены фрагменты изображений, выгравированные на камне. Сравнительный анализ и данные палеозоологии позволили предварительно датировать находку поздним палеолитом. Если предположение подтвердится, то это будет первая находка, выполненная в технике гравировки, обнаруженная в России.

Несмотря на столь неравномерную локализацию памятников монументального искусства, можно утверждать, что в той или иной степени, но оно распространено по всей территории Евразийского континента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: