double arrow

Анимистические и магические представления

С появлением человека разумного закончилось биологическое формирование человека и началось более быстрое его развитие как существа разумного и духовного. Первобытное стадо сменилось объединением людей в связанный кровными узами материнский род, где главенствовала женщина; роды образовывали племена. Люди, ведя полуоседлый образ жизни, селились уже не только в пещерах и под скальными навесами, но и сооружали искусственные жилища – небольшие хижины или длинные помещения с несколькими очагами.

В эпоху ОРИНЬЯК (35 – 20 тыс. лет до н.э.)– главной заботой родовой общины была охота на крупного зверя (бизона, оленя, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, кабана). Чтобы повлиять на успех охоты, человек прибегал к магии. Первобытный охотник верил, что изображая животных, он подчиняет их себе, поражая изображение копьем или рисуя вонзившееся копье, он убивает зверя. Перед изображением исполнялись сложные ритуальные действия, в которых соединялись элементы танца, пения, инструментальной музыки, пантомимы. Тела определенным образом раскрашивались, одевались маски, шкуры.

Изготавливались разнообразные и совершенные орудия:

- наконечники для стрел;

- гарпуны для добычи рыбы;

-резцы для обработки твердых материалов;

- скребки для обработки шкур;

- различные ножи;

- острия, наконечники с глубокими желобками.

В Ориньяке уже появляются все виды изобразительной деятельности человека:

- узоры пальцами по глине –так наз. «макароны»;

- гравированный рисунок на камне, кости и роге, исполненный каменным резцом;

- изображения краской на стенах пещер (примитивными кистями - клок шерсти, пучок сухой травы; минеральные краски, охры, окись марганца, сажа мергель растирались с животным жиром, смешивались с медом, соком растений);

- рельефы на отдельных камнях и стенах пещеры;

- скульптура (из мягких пород камня, кости, рога, глины, дерева)

Основным районом распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири преимущественно бытовала мелкая пластика, так называемое мобильное искусство. И только на Урале, в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен. (открыта в 1959 году, более трех десятков рисунков, исполненных красной краской – мамонты, лошади, носороги. Изображения достигают от 44 до 1м 12см в длину). Другие районы расселения палеолитического человека изучены недостаточно.

I. Особенности искусства эпохи ОРИНЬЯК:

- изображения грубые, примитивные, обобщенные (не всегда узнается порода);

- скованность, застылость фигур;

- изображение контурное;

- раскраска однородная.

Круглая пластика представлена мелкими скульптурами женщин и животных (от 2 до 20см) из мягкого камня, кости, бивней, мамонта, рогов оленей, из обожженной глины).

От Средиземноморья до Байкала были распространены изображения так называемых «палеолитических Венер». Наиболее известные из них –

«Венера Виллендорфская» - 11см, формы решены обобщенно, руки едва намечены, ступни, черты лица отсутствуют, форма головы, прическа переданы обобщенно, суммарно, подчеркнуто преувеличены женские формы, видимо в связи с культом плодородия.

Достаточно много подобных памятников найдено не только на территории Европы (во Франции и Италии – «Венера» из Леспюг,из Дордони, и др.), но и на территории нашей страны – напр., костенковские Венеры.

Однако, анализируя достаточно широкий круг памятников, можно выделить несколько типов «Венер», (отличающихся по возрасту и комплекции, отражающих три разных возраста женщины, передающих черты лица– голова женской статуэтки, где вырезаны и черты лица и длинные распущенные волосы из грота Брассемпуи во Франции. Либо «Венеры» северного типа из рога, найденные в Сибири на стоянках Мальта и Буреть.

Стоянка Мальта (бассейн реки Ангары) 20 женских статуэток – узкие, стройные, у некоторых изображены рот, глаза, волосы, меховой капюшон на голове)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: