II. Солютре

Подавляющее большинство изображений Верхнего палеолита – это рисунки отдельных животных, никак не связанных друг с другом. Но кроме тысяч таких изображений встречаются и сюжетные изображения, композиции с двумя или более персонажами. На рисунках запечатлены пасущиеся животные, олени, переходящие реку и плавающие у них между ног рыбы, движение целого табуна или стада, бой самцов- бизонов.

Особую группу составляют изображения странных существ, у которых человеческие черты сочетаются со звериными – оленя, бизона, мамонта, козла, разных птиц. Возможно, эти чудовища представляют собой людей, переодетых зверями, колдунов, а может быть, это мифические существа смешанной породы – полулюди, полуживотные. Предназначенность большинства палеолитических изображений для магических целей не означает, что они одновременно не являются произведениями искусства.

Мастерство исполнения, пластика, ритм, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение, взаимосвязь нескольких животных, выражать определенное состояние зверя: ярость, испуг, настороженность, угрозу, спокойствие, удивление, любопытство, умиротворение позволяют говорить о художественном творчестве. Орудия труда и вооружение, различная утварь украшались всевозможными изображениями и орнаментом.

III. Эпоха МАДЛЕН – наивысший расцвет искусства палеолита (15 – 8 тыс. лет до н.э.0

В 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира было обнаружено множество великолепных крупных изображений животных в натуральную величину. Изображения были настолько выразительны и совершенны, что ученые назвали Альтамирскую пещеру «Сикстинской капеллой» первобытной живописи.

В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, 5 из них можно отнести к пещерам –гигантам:

1. пещера Фон де Гом – изображен мамонт, попавший в ловушку (эпоха Мадлен)

2. пещера Нио (Мадлен)

3. пещера «Трех братьев» («Труа Фрер») Изображен огромный медведь, усеянный знаками многочисленных ударов, изо рта потоком хлещет кровь.

4. пещера Комбарелль (изображения достигают от 10см до 1м) – эпоха Мадлен

5. пещера Ляско – «Пещера с мертвецом» (изображения до 4-6- метров

а). Рядом с бизоном, пронзенным копьем лежит человек,

убитый разъяренным, смертельно раненым животным.

б). Внутри лошадиной фигурки четким штрихом

нарисована маленькая фигурка – зародыш во чреве матери.

Дольни Вестонице (совр. Чехословакия) – женская головка с тщательно проработанными чертами лица)

Пещера Руфиньяк – около 800 изображений – более 10км росписей, открыта в 1956г.

Пеш-Мерль – руки помещены на стене уже после исполнения фигур лошадей и выражают силу человека, его господство над зверем.

Характерные черты эпохи МАДЛЕН:

- Рисунки поражают мастерством и свободой исполнения, великолепным знанием зверя, его особенностей и выделением среди них главного, характерного;

- Животные изображены не только в различных позах, но и в движении (идут, скачут, борются, щиплют траву и т.д.;

-Создаются многоцветные (полихромные) росписи;

-с помощью штриховки, переходов тона передается объемность.

В конце палеолита (10тыс. л. До н. э.) появляются копьеметалки, ловушки, силки. Копьеметалки украшались фигуркой или головой животного (Копьеметалки с навершием в виде фигуры лошади, снежной куропатки, козленка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: