П.К. в рамках гештальт-психологии

Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

Гештальт-терапия является определенной психотерапевтической методологией, но не в коем случае не технологией. С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. Так Перлз активно использовал техники психодрамы, приспособив их для своих целей. В дальнейшем гештальт-терапевты заимствовали техники телесной терапии, танцевальной терапии, различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия). В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии.

Основной целью гештальттерапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению пациента по пути к зрелости.

Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:

1) расширение осознания;

2) интеграция противоположностей;

3) усиление внимания к чувствам;

4) работа с мечтами (фантазией);

5) принятие ответственности на себя;

6) преодоление сопротивления. [5]

Основными понятиями гештальттеории являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Фигура и фон. В процессе саморегуляции здоровый человек сам выбирает, какая информация для него в данный момент наиболее важна – это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план – это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Это поясняется известным гештальт-рисунком.

Если рассматривать белую фигуру на темном фоне – мы видим белую вазу; если рассматривать черную фигуру на белом фоне – две повернутые друг к другу головы в профиль. Этот феномен показывает, как организм выбирает то, что ему интересно и важно в каждый данный момент. Заслуга Перлза состоит в том, что он впервые применил принципы гештальтпсихологии в психотерапии.

В понимании Перлза фигура выступает в качестве доминирующей потребности, ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание. Как только желание выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту.

В случаях, когда потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому гештальту. Такая неотреагированная потребность, по мнению Перлза, становится причиной многих незавершенных проблем.

Например, если человек сразу не выразил свою злобу или гнев, они в последующем не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах.

Задача гештальттерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой и реализовать ее.

Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальттерапии, получившем название здесь и теперь. Невротик не способен жить в настоящем, поскольку несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальтистский подход в психотерапии состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, а предложить пациенту сфокусироваться на сознавании того, что переживается в настоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда пациенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем. Тревожность Перлз определяет как разрыв между “сейчас” и “тогда”.

Противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, они находятся в состоянии постоянного противоречия друг с другом. Борьба противоположностей составляет источник развития действительности. Каждый из нас может одновременно любить и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела. Полностью осознавая противоположности своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

Противоположные стороны нашего Я в гештальттерапии получили название нападающего и защищающегося.

Одна из задач гештальттерапии – используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.

Функции защиты. Индивид реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это и уход от проблемы, и искусственная невосприимчивость ситуации или даже болезнь. Вся жизнь человека, по сути, состоит из каких-то трудностей и защитных реакций на эти трудности. Здоровые люди на возникшие трудности реагируют адекватно. При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет 4 реакции, препятствующие росту личности: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.

При реакции слияния индивид не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека. Слияние делает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что, в свою очередь, делает невозможным формирование гештальта.

Ретрофлексия означает “обращение назад на себя”. При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае – на коррекцию собственных эмоций и поведения.

Интроекция – тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Индивид настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.

При гештальттерапии очень важно отличать итнроекции от собственных убеждений пациента. Корригировать можно только собственную позицию, чуждую нужно осознать и отбросить.

Проекция противоположна интроекции. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды. Проекция – это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду.

В то время как интроецирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий – окружающий мир.

Как важнее, чем почему. Перлз считал, что каждый поступок – это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он случается.

Зрелость. Зрелость – это способность индивида выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на самого себя. Для того чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе.

Зрелость наступает тогда, когда индивид мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих.

Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за себя самого человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни. Первый уровень – клише – характерен стереотипностью и конформностью поведения. Второй уровень – искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее – уровень тупика, который характеризуется отсутствием поддержки и неумением в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень – внутренний взрыв. Только на этом уровне серьезно затрагивается истинное Я, “похороненное” до этого под толстым слоем “защиты”. [7]

Существует множество гештальт-игр и экспериментов, которые консультант может предлагать всякий раз, когда сочтет это уместным. Некоторые показательные игры перечислены ниже, причем первые две особенно хорошо подготавливают группу к занятию. Ко многим этим играм и экспериментам можно прибегать и при индивидуальной работе с клиентами.

«У меня есть секрет». Каждый клиент думает о чем-либо, что он хранит в тайне и что вызывает у него чувства вины и стыда. При этом человек не делится своим секретом, но воображает, как другие могли бы отреагировать на него.

«Я беру ответственность на себя». Каждый раз, когда клиенты высказываются, их просят произносить фразу «...и я беру на себя ответственность за это». Например, «Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на себя ответственность за это».

Диалоговые игры. Диалоговые игры можно использовать при любых существенных расщеплениях личности, таких как «собака сверху» — «собака снизу», хороший парень — негодяй, мужской — женский и т. д.

Движение по кругу. Клиент разрабатывает какую-либо тему или чувство (например, «Я не выношу всех, кто находится в этой комнате»), обращаясь с определенным заявлением к каждому человеку.

Незаконченное дело. Когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его. Чувство обиды наиболее характерно для незаконченного дела.

Проективная игра. Например, индивидуума, который говорит: «Я не могу вам доверять», можно попросить сыграть роль ненадежного человека, чтобы идентифицировать и ассимилировать его собственную ненадежность.

Выявление противоположного (реверсия). Эта игра основана на том, что открытое поведение часто представляет собой реверсию глубоко лежащих или скрытых' импульсов. Например, приятную молодую леди просят сыграть роль «злобной суки».

Репетиция. Поскольку большинство размышлений — это внутренние репетиции, во время которых разыгрываются различные социальные роли, членов группы побуждают делиться своими «репетициями».

Преувеличение. При использовании техники преувеличения можно фокусировать внимание либо на движениях и жестах, либо на устных высказываниях. В каждом случае клиентов просят подчеркивать какие-либо элементы своего поведения, причем делать это постепенно и неоднократно. «Вы можете развить это движение?»

«Модифицируйте его таким образом, как будто это элемент танца».

«Теперь подчеркните это».

«Вот так, как вы только что сказали, говорите со мной именно так».

«Сделайте это снова и снова».

Игры, используемые в брачном консультировании. Во время одной из этих игр партнеры оказываются лицом к лицу и при этом по очереди говорят друг другу «Я обижаюсь на тебя потому...», за чем следует «Что я в тебе ценю, так это...». Также часто используется игра-открытие, входе которой партнеры поочередно описывают друг друга, начиная свое описание с предложения «Я вижу...». Цель этого упражнения — заставить партнеров устанавливать связь с действительностью, а не со своими фантазиями, которые касаются другого человека.[5]

Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях. Во-первых, в настоящее время делается меньший акцент на фрустрации, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу воспринимается как манипулятивное. Гештальт-консультанты сейчас отдают предпочтение более мягкому подходу и больше интересуются восприятием своих клиентов. Во-вторых, современные гештальт-консультанты в большей степени склонны к самораскрытию, при этом они не скрывают свои опасения, оборонительную позицию и замешательство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с «Я»-высказываниями, чтобы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая методы своей работы, Лаура Перлз приводит примеры раскрытия собственных мыслей и чувств, использования физического контакта и того, как она делилась личными проблемами и жизненным опытом. Лаура Перлз руководствовалась следующим принципом: следует прибегать к самораскрытию только в том случае, если оно сможет помочь клиентам сделать шаг вперед.

В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитические формулировки для описания структуры характера. В-четвертых, гештальт-консультирование проводится как индивидуально, так и в группах, а часто в комбинированной форме. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлза, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перлз, поощряют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, современные гештальт-консультанты «уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом». Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других подходов. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом. [5]

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.

В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: