П.К. по проблемам одиночества

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Жалобы на одиночество – одни из наиболее частых в кабинете психолога, что в современном обществе совершенно не удивительно. Однако в случае обращения с проблемой одиночества к специалисту корректнее говорить не столько о факте, сколько о чувстве одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. Некоторые люди чувствуют себя нормально только в одиночестве, некоторые даже рассматривают отшельничество как важное условие своего духовного роста. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется «одиночеством в толпе».

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

В ранних работах исследователи-клиницисты, например Фромм-Рейхман и Салливан, первоначально намеревались дать терапевтам почувствовать, что одиночество — серьезная клиниче­ская проблема, которой они напрасно пренебрегают. Эти авторы предлагали терапевтам проявить здесь инициативу и признать одиночество своих клиентов. Они также побуждали терапевтов внимательно про­следить за своим собственным одиночеством. После публикации первых работ по данной теме появились новые книги и статьи, в которых анализировалась пси­ходинамическая структура одиночества [3;539].

На сегодняшний день наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. В рамках этого подхода Янг и Примаков разработали детальную программу терапии одиночества в рамках своей работы с хронически одинокими людьми.

При консультировании одиноких клиентов рекомендуется соблюдать осторожность. Несмотря на то, что одинокие люди, вероятнее всего, скажут, что им нужен «один-единственный человек» или «романтический партнер», они вряд ли представляют себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вейс, который считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиноче­ства, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланиро­вать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами [7;567].

Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, ощущением своего поражения. Для некоторых людей нехватка со­циальных навыков представляет серьезную проблему. К наиболее уместным в данном случае навыкам можно отнести умение поставить себя (это относится и к внеш­ности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это пред­писывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения. Поэтому, одной из главных задач консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков.

Другая проблема может возникнуть из-за того, что одинокие люди часто испы­тывают тревогу. Некоторых людей тревога может за­ставить избегать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди гораздо чаще пытаются об­щаться, несмотря на все свои страхи. В подобных случаях тревога может совмещаться с эф­фективным выполнением социальных функций. Поэтому, следующая задача состоит в том, чтобы изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента.

Нако­нец, большое значение имеют когнитивные факторы. У людей могут быть совершенно нереальные стандарты возможного выбора «своих» партнеров, искаженные представления о самом себе и своих взаимодействиях с другими, может отсутствовать самоуважение. Поэтому еще одна важная задача консультирования – формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Что касается стиля бесед терапевта и клиента, то большую часть времени терапевт задает вопросы, а не прибегает к дидактическим утверждениям. При помощи вопросов терапевт показывает клиенту, как применять научный метод: «Какими доказательствами я распо­лагаю?», «Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мой вывод?», «Существуют ли альтернативные объяснения?» [7;572]. Таким образом, клиенты «открывают» несообразность своих автоматических мыслей и перестают обращать на них внимание. Подобный процесс стимулируемо­го открытия при помощи индуктивной системы вопро­сов широко распространен в практике преподавания и служит существенным элементом когнитивной тера­пии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: