Социально-психологический тренинг как средство преодоления одиночества

Психологический тренинг выступает одним из способов преодоления одиночества в межличностных отношениях. В данном разделе рассмотрим только те виды психологического тренинга, которые, на наш взгляд, отвечают данной цели.

Тренинг (от англ. train – тренировать, тренироваться) – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений [112].

Психологический тренинг – это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствование различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей [92, с.6].

Психотренинг – это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея – использование феномена взаимовлияний участников для достижения успехов в их обучении и личностных изменениях.

Социально-психологический тренинг – натурная модель для изучения социально-психологических явлений; это практическая лаборатория для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности [50].

Согласно Л.А. Петровской, «социально-психологический тренинг – средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения» [102, с.208].

К этим определениям Е.В. Сидоренко (2004) добавляет два существенных момента. Во-первых, в тренинге группа совместно с тренером исследует те социально-психологические явления, которые субъективно важны для участников (социально-психологические драмы). Во-вторых, тренинг – это взаимодействие, которое изменяет не только участников, но и тренера; это процесс совместного творчества, участники не только усваивают новые знания и «техники», но и создают их вместе с ним [126].

К главным особенностям тренинга относятся:

1) повышенная активность участников,

2) игровой характер,

3) обучающая направленность,

4) систематическая рефлексия,

5) групповая форма проведения [92].

Таким образом, использование психологического тренинга как способа преодоления одиночества будет сопровождаться как личностными изменениями человека, так и изменениями в сфере установления контактов с другими людьми (гармонизации межличностных отношений).

Теперь приведем краткую характеристику тренингов, которые можно использовать для преодоления и профилактики одиночества в межличностных отношениях.

Психотерапевтический тренинг способствует решению внутренних конфликтов и кризисных состояний человека. Как пишет В.В. Никандров, «чаще эти изменения трактуются как достижение «душевного равновесия», «душевного очищения (катарсиса)», «аутентичности», (соответствие способа бытия человека внутренней природе его личности, умение быть самим собой), «просветления» (расширение сферы осознания, осознание собственного совершенства)» [92, с.46].

В основе психотерапевтического тренинга лежит обращение к эмоциональной сфере человека. Посредством эмоциональных переживаний происходит устранение психотравмирующих факторов, связанных с межличностными отношениями в прошлом, настоящем и будущем, изменение мотивационной сферы, повышение эффективности социального поведения, раскрытие внутренних ресурсов и потенциалов. В психотерапевтическом тренинге в процессе общения участников доминируют взаимоотношения, а корректировка касается главным образом микросредовых связей (или представлений о них в сознании субъекта).

«Наивысшей успешностью в получении терапевтического эффекта в настоящее время отличаются такие направления в групповой работе, как психодрама (по Дж.Морено), группы встреч (по К.Роджерсу) и гештальт терапия (по Ф.Перлзу)» [92, с.47].

Психодрама – метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для человека проблемами [112, с.583].

Группы встреч – ориентированы на оказание психологического содействия росту личности. Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими [112, с.149].

Гештальт-терапия – подчеркивает необходимость осознания настоящего и важность эмоционального переживания. Согласно этому направлению, быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности [112, с.105].

Следующим направлением психологической помощи одинокому человеку может выступать «тренинг личностного развития», который направлен на совершенствование личностных качеств и самопознание человека, результатом чего является оптимизация его поведения и самореализации.

В процессе тренинга «участники четче осознают собственное «Я», свое место в мире, свои потенции и возможные перспективы, прорисовывают ведущие цели своей жизни. Как правило, у них повышается уровень психологической компетентности и уверенности в себе [92, с.50].

В личностном тренинге в группе преобладают взаимоотношения над взаимодействиями. Но корректируются как микросредовые, так и макросредовые связи (или представления о них). Личностный рост трактуется как «показатель повышения социализированности личности, хорошо представляющей свою зависимость от общества и выбирающей наиболее адекватные индивидуальные способы взаимодействия с ним» [92, с.43].

Для оптимизации межличностных отношений и, как результат, преодоления и профилактики одиночества можно использовать «обучающий тренинг». Он нацелен на приобретение человеком новых знаний, развитие умений, выработку навыков в определенных областях социальной активности человека. Как отмечает В.В. Никандров, «обучающий тренинг обращается не столько к личности, сколько к ее поведению через систему умений и навыков» [92, с.52].

В обучающем тренинге выделяют два направления работы:

1) обучение общим эффективным приемам социального поведения. Это предполагает обогащение знаний, умений и навыков в области общения. Здесь совершенствуются:

● коммуникативная сторона общения – участники тренинга учатся выстраивать взаимоотношения, благоприятные для их эффективного взаимодействия, они расширяют и углубляют знания о себе, о других людях, о способах и формах общения, развивают умение своевременно и правильно передавать, расшифровывать и понимать информацию, получая навыки грамотного ведения диалога и спора, умение слушать, убеждать и понимать партнера по общению;

● перцептивная сторона общения – человек обучается быстро строить адекватный образ партнера и корректировать его в процессе дальнейшего общения, учится манере презентовать себя и разбираться в людях;

● интерактивная сторона общения – для участников проясняется возможное многообразие их ролей в общем процессе группового взаимодействия, выявляются склонности и способности к их выполнению, расширяется поведенческий репертуар через осознание эффективных и неэффективных способов взаимодействия.

2) вооружение конкретными знаниями и обучение конкретным способам социального поведения, повышающим эффективность деятельности в различных специфических сферах жизни. Это может быть в условиях какого-либо вида деятельности (профессиональной, семейной, деловой и т.п. сферах)

Следующей формой работы по профилактике и преодолению одиночества выступает «тренинг межличностных отношений», представляющий собой работу по просвещению в области различных видов межличностных отношений, а при необходимости и по их нормализации или развитию. Люди обращаются за помощью, когда отношения находятся на стадии конфронтации (открытой или скрытой), носят дисгармоничный характер, при этом люди хотят нормализовать, гармонизировать отношения. «Это желание (либо обоюдное, либо одной из сторон) может быть продиктовано обстоятельствами (например, необходимость жить или работать вместе) или соответствующими чувствами, не утратившими для их носителей своей ценности, несмотря на противостояние партнеров» [92, с.81]. В этом случае основная задача тренинга – нормализовать отношения. Когда обращаются за советом, как углубить свои отношения, тогда основная задача тренинга – развить отношения.

Просветительская задача тренинга межличностных отношений встает, когда люди хотят прояснить суть, истинность или силу своих отношений.

«Тренинги межличностных отношений реализуются в основном в форме обучающего и личностного тренингов, реже психотерапевтического» [92, с.81].

Одним из видов тренинга межличностных отношений выступает «тренинг семейных отношений», он направлен на прояснение и гармонизацию отношений в семье. Изменение взаимоотношений влечет за собой изменения во взаимодействиях членов семьи, в их позициях, ролях и статусах. Если акцент ставится на отношениях между супругами, то это – тренинг супружеских отношений, если на связь между детьми и родителями – то это тренинг детско-родительских отношений.

Как указывает В.В. Никандров, «эти тренинги представлены по большей части в обучающей форме, хотя нередко эту работу называют психотерапией семьи» [92, с.80].

Кроме описанных выше тренингов, для преодоления и профилактики одиночества в межличностных отношениях можно использовать «тренинг коммуникативной компетентности», разработанный Е.В. Сидоренко.

Коммуникативная компетентность – совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения. Это такая среда, в которой партнер чувствует себя самым важным в данный момент человеком [126].

«Тренинг коммуникативной компетентности» - это совместное исследование драм человеческого взаимодействия с целью создания эффективных способов их разрешения [126, с.12]. Е.В.Сидоренко (2004) выделяет пять «драм» человеческого взаимодействия.

1. Драма слушания. Суть драмы – «слушаю, но не слышу». Ее преодоление – умение услышать другого человека.

2. Драма понимания. Суть драмы – «слышу, но не понимаю». Ее преодоление развитие умений понять другого человека.

3. Драма действия. Суть драмы – «понимаю, но сделать не могу». Ее преодоление – умение действовать соответственно своему пониманию.

4. Драма самовыражения. Суть драмы - «могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу». Ее преодоление – развитие умений выражать свои мысли и чувства.

5. Драма эмоциональности. Суть драмы – «человек понимает, что и как он должен сделать, но эмоциональность, импульсивность и непоследовательность мешают ему это сделать или мешают ему сделать именно так, как нужно». Ее преодоление – умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком.

Как указывает Е.В. Сидоренко (2004), «в базовом тренинге коммуникативной компетентности развиваются умения активного слушания и регуляции эмоционального напряжения. Они позволяют разрешить драму слушания, в определенной степени - драму понимания, и в некоторой степени – драму самовыражения и драму действия, но только для ситуаций общения» [126, с.68]. В ходе тренинга коммуникативной компетентности у участников развиваются умения, способствующие уважению другого человека. К ним относят:

● умение вступать в контакт,

● умение задавать вопросы,

● умение вести «малый разговор»,

● умение воодушевить партнера к прояснению его позиции, предложения и т.п.,

● умение услышать и понять то, что имел в виду партнер,

● умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить,

● умение передать партнеру, что его услышали и поняли,

● умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе.

Отметим, что овладение этими навыками будет говорить о коммуникативной компетентности человека. Чем она выше, тем меньше вероятность внести дисгармонию в межличностные отношения, тем меньше вероятность возникновения субъективного переживания одиночества.

Подводя итог сказанному, отметим, что значительную роль в преодолении одиночества играет сам человек, его желание. Психолог, психотерапевт, да и вообще другие люди могут оказать поддержку, возможно, направить человека, но преодолеть одиночество за него никто не сможет. Психологическая помощь будет заключаться в активизации внутренних ресурсов человека для того, чтобы он сам мог справиться с одиночеством. Существенную роль здесь будет играть развитие саногенного потенциала личности, повышение ее психологической устойчивости. Этому будет способствовать участие в социально-психологических тренингах, направленных как на развитие себя, своей коммуникативной компетентности, свой личностный рост, так и на гармонизацию отношений с окружающими людьми.

Теперь опишем различные рекомендации и психологические упражнения, которые можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе по преодолению и профилактике одиночества.

Основными целями приведенных психологических техник и рекомендаций является раскрытие, познание себя, повышение психологической устойчивости и внутренней свободы, уверенности в межличностных отношениях, а также гармонизация своих отношений с окружающим, прежде всего социальным миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: