Формирование социальных навыков

Социальные навыки в раннем возрасте формируются пре­имущественно в ходе ежедневных процедур, которые зани­мают большую часть времени, проводимого малышом в груп­пе полного дня. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры


6*


164 HI. Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ______________________________________________

и то, как они проводятся, составляют важную часть педаго­гического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуально­го общения воспитателя с малышом, побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной свя­зи между ребенком и взрослым. В ходе ежедневных проце­дур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и дей­ствия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает стишки — все это способствует его познава­тельно-речевому развитию. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателями в повсед­невных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели, проводя ежедневные процедуры,— создавать доброжелательную ат­мосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельнос­ти, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непо­сильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Приход и уход детей — очень важные моменты для ребен­ка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переклю­читься на другую обстановку, расставаться с мамой. Вечером некоторые дети, увлеченные игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослые должны стремиться сгладить эти моменты, сделать их приятными для малыша.

Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет инди­видуальное внимание каждой семье, ласково, приветствует ребенка, ободряет,— это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. Родители и воспитате­ли должны при встрече обменяться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении и т.п. Это поз­волит взрослым адекватно' учесть состояние малыша, соот­ветствующим образом изменить распорядок дня. Например, ребенок не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в


4. Социально-личностное развитие ребенка 165

то время, когда за ним пришли, Отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить ей поиграть вместе с ребенком, взять игрушку с собой. Если вы­яснится, что малыш плохо ел в яслях, родители предложат ему ужин пораньше.

Ласково прощаясь с ребенком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Катенька! Завтра при­дешь, будем играть снова. До завтра!»

Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них самостоятельных действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последователь­ности операций. Малыши могут наблюдать за тем, как одева­ются сами другие дети, попытаться подражать им. Имитируя действия других, действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, они учатся снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать застежки. Желательно, чтобы застежки были удобными (на молнии, на липучках), более старшие дети учатся расстегивать и застегивать пуго­вицы.

Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатель должен быть спокойным и терпеливым, не ругать, не подго­нять ребенка, не совершать резких и грубых действий. Все должно сопровождаться ласковой речью, называя предметы одежды, рассказывая, что и для чего в данный момент взрос­лый и ребенок делают: «Сейчас мы возьмем носочки и наде­нем их, чтобы ножки не замерзли, потом наденем сапожки. Вот так, молодец!» Предлагая ребенку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его, все­ляя в малыша уверенность в успехе и помощи взрослого: «Олечка, смотри, ты уже почти научилась сама надевать ва­режки. Попробуй теперь сама надеть вторую рукавичку. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и все по­лучится. Вот молодец!»

Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно побуждают пользовать­ся носовым платком, устранять непорядок в одежде, причес­ке: «Анечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его, сделаем красивую прическу». Помогая малышу заправить ру­башку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе порадоваться, похвалить его: «Вот молодец,


166 III. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка 167



теперь у тебя все в порядке». Не следует стыдить ребенка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внеш­нем виде. Когда малыш радуется чистой красивой одежде, ак­куратной прическе и испытывает чувство брезгливости от ис­пачканной обуви, непричесанных волос, он сам охотно просит взрослого помочь ему устранить эти недостатки.

Помощь воспитателю. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей в процессе сотруд­ничества со взрослыми. Малыши наблюдают за их деятель­ностью и по мере возможности включаются в нее. Воспита­тель обращает их внимание на все, что делает сам, рассказы­вает, что и для чего он это делает, предлагает детям помочь ему. Малыши могут помогать накрывать на стол (приносить и раскладывать ложки, салфетки и пр.), убирать и мыть иг­рушки, развешивать полотенца.

Уход за вещами и игрушками. По окончании игры или за­нятия педагог побуждает малышей вместе с ним складывать игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится «в своем домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, иску­пать кукол, постирать их одежду.

Они учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своем шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют картинку. Пусть малыш выберет ее сам. Раздеваясь для дневного сна, дети складывают одежду на стульчик; ставят обувь под кро­ватку. Раздевая и одевая самых маленьких, педагоги также побуждают их помогать: показать, где шапочка, куда поста­вить сапожки, положить на место варежки.

Правила этикета. Взрослые должны своим примером демонстрировать детям правила этикета и побуждать их им следовать: здороваться при встрече и прощаться при расстава­нии; говорить «спасибо» за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой; желать приятного аппетита и спокойной ночи; из­виняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочет присоединиться к игре де­тей или взять чью-то игрушку. Подражая взрослым, дети по­степенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета. Малыши учатся пользоваться столовыми приборами, сал­феткой. Перед едой воспитатель желает им приятного аппе­тита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приема


пищи взрослый негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкус­ный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур у маленьких час­то возникают капризы, недовольство, конфликты со взрос­лыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или ка­кого-то ее вида, не хочет садиться за стол, играет во время еды, не желает пользоваться донской, чашкой и пр. Некото­рые дети не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш отказывается ло­житься в кроватку, встает или долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказыва­ются садиться на горшок, не любят умываться, причесывать­ся, чистить зубы и пр.

Обычно педагоги объясняют причины такого поведения ребенка его избалованностью в семье, негативными чертами характера, желанием привлечь к себе внимание взрослого.

Чтобы понять истинные причины его отказа или сопро­тивления воспитателю важно представить чувства и пережи­вания ребенка в данной ситуации. Отказ от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутст­вующими негативными ощущениями (холодный горшок, не­удобная поза, непривычно твердая пища, неудобная одежда и пр.), переживаниями, вызванными неделикатным обраще­нием взрослого (подавлением стремления к самостоятельнос­ти, прерыванием интересных занятий, неучетом индивиду­ального темпа деятельности и др.). Например, малышу неприятно ощущение холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос, его раздражает неделикат­ное прикосновение взрослого к лицу, резкие поспешные движения. Ему бывает трудно справиться с негативными переживаниями, к тому же он еще не может их осознать и выразить словами, но они выступают сигналом взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое ис­пытывает малыш, й их не следует приписывать «избалован­ности», «вредности», недисциплинированности.

Рассмотрим различные способы разрешения подобных си­туаций с точки зрения авторитарного и личностно-ориенти-рованного стиля взаимодействия взрослых с детьми.

При авторитарном стиле взаимодействия взрослый прибе­гает к принуждению (насильное кормление, умывание, укла-


168 I"- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка 169



дывание спать, одевание); угрозам («не будешь кушать — не пойдешь гулять»); запретам («нельзя вставать с горшка») и наказаниям.

Личностно-ориентированное взаимодействие предполага­ет другие способы: ласковые уговоры, объяснения; использо­вание подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ре­бенка; следование за темпом его действий.

Авторитарные способы могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие к воспитателю. Следует также иметь в ви­ду, что возможны негативные последствия принудительных способов проведения режимных процедур (возникновение у ребенка стойкого отсутствия аппетита, запоров, энуреза, во­добоязни и пр.). Способы личностно-ориентированного взаи­модействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают испытывать положи­тельные эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: