1. Мультипликативные модели анализируются интегральным методом.
1) Определяем общее изменение факторных показателей:
= 2,7343783
= -0,963631
2) Определяем изменение результативного показателя за счет эффекта синергии:
= 2,7343783 × -0,963631 = - 2,63493
= - 1,31747
3) Определяем изменение экономической рентабельности за счет изменения рентабельности продаж:
= 2,7343783×6,211661+ (-1,31747)= 15,66757
4) Определяем изменение экономической рентабельности за счет изменения оборачиваемости активов:
= -0,963631×8,237227+(-1,31747) = -9,25516
5) Определяем общее изменение экономической рентабельности:
= 15,66757-9,25516= 6,412405
Вывод: в отчетном периоде экономическая рентабельность увеличилась на 6,4%. Это связано исключительно с ростом рентабельности продаж на 2,7%, что привело к увеличению экономической рентабельности на 15,7%. В тоже время оборачиваемость активов сократилась на 0,96 оборота, что привело к сокращению экономической рентабельности на 9,3%.
2. Аддитивные модели анализируются балансовым методом.
Вывод: в отчетном периоде рентабельность продаж выросла на 2,7%. Это связано с сокращением уровня себестоимости на 6% и ростом уровня прочих доходов на 0,04%. В тоже время вырос уровень коммерческих затрат на 1%, уровень управленческих затрат на 0,7%, уровень прочих расходов на 1,5%, что привело к снижению рентабельности продаж в отчетном периоде (см. табл. 3.6).
Таблица 3.6
Факторный анализ рентабельности продаж
| Показатель | Значение | Изменение | |
| п.п. | о.п. | ||
| 1. Уровень себестоимости | 0,750927 | 0,690307 | -0,0606194 |
| 2. Уровень коммерческих расходов | 0,049882 | 0,060954 | 0,0110716 |
| 3. Уровень управленческих расходов | 0,101786 | 0,108996 | 0,0072096 |
| 4. Уровень прочих доходов | 0,009235 | 0,009638 | 0,0004036 |
| 5. Уровень прочих расходов | 0,024267 | 0,039665 | 0,015398 |
| 6. Рентабельность продаж | 8,237277 | 10,97166 | 2,7343783 |
3. Кратные модели анализируются методом цепных подстановок.
3.1.
Таблица 3.7
Факторный анализ финансовой рентабельности
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Кавт | Рэк | ||
| Рфин1 | 195,8333333 | 0,26127918 | 51,16717262 |
| Рфин2 | 105,2193381 | 0,48629058 | 51,16717262 |
| Рфин3 | 118,4057032 | 0,48629058 | 57,57957769 |
= Рфин3 - Рфин1 = 118,4057032-195,8333333= -77,42763
= Рфин2 - Рфин1 = 105,2193381-195,8333333=-90,614
= Рфин3 - Рфин2 = 118,4057032 - 105,2193381= 13,18636506
Вывод: финансовая рентабельность в отчетном периоде сократилась на 77%. Это связано исключительно с увеличением коэффициента автономии на 0,225 пункта, что привело к снижению финансовой рентабельности на 90,6%. В то же время экономическая рентабельность увеличилась на 6,4%, что способствовало росту финансовой рентабельности на 13%.
3.2. Кавт = 
Таблица 3.8
Факторный анализ коэффициента автономии
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
|
| ||
| Кавт 1 | 0,261279179 | 4776,5 | |
| Кавт 2 | 0,646079766 | 4776,5 | |
| Кавт 3 | 0,486290577 |
∆ Кавт общ = 0,486290577-0,261279179=0,2250114
∆ Кавт (Капитал) = 0,646079766-0,261279179=0,3848
∆ Кавт (Активы) = 0,486290577-0,646079766=-0,159789
Вывод: в отчетном периоде коэффициент автономии увеличился на 0,225 пункта. Это связано исключительно с ростом капитала предприятия на 1838 тыс. руб., что привело к росту коэффициента автономии на 0,38 пункта. В то же время увеличение активов на 1569,5 тыс. руб. привело к сокращению коэффициента автономии на 0,159 пункта.
3.3.
= 
Таблица 3.9
Факторный анализ коэффициента оборачиваемости активов
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Выручка |
| ||
1
| 6,211661258 | 4776,5 | |
2
| 6,972469381 | 4776,5 | |
3
| 5,248030255 |
= 5,248030255-6,211661258= -0,963631
=6,972469381-6,211661258= 0,76080812
= 5,248030255-6,972469381= - 1,72443913
Вывод: в отчетном периоде оборачиваемость активов сократилась на 0,96 оборота. Это связано исключительно с ростом активов предприятия на 1659,5 тыс. руб., что способствовало снижению оборачиваемости на 1,7 оборота. В тоже время увеличение выручки в отчетном периоде на 3634 тыс. руб. привело к увеличению оборачиваемости на 0,76 оборота.
3.4. 
Таблица 3.10
Факторный анализ показателя уровня себестоимости в выручке
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Себестоимость | Выручка | ||
| УС1 | 0,750926862 | ||
| УС2 | 0,774856758 | ||
| УС3 | 0,690307471 |
Вывод: в отчетном периоде уровень себестоимости произведенной продукции снизился на 6%. Это обусловлено увеличением выручки от продаж на 3634 тыс. руб., что привело к снижению уровня себестоимости на 8%. В то же время величина себестоимости реализованной продукции выросла на 710 тыс. руб., что способствовало увеличению уровня себестоимости на 2%.
3.5. 
Таблица 3.11
Факторный анализ показателя уровня управленческих расходов в выручке
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Управленческие расходы | Выручка | ||
| УУР1 | 0,101786316 | ||
| УУР2 | 0,122345804 | ||
| УУР3 | 0,108995916 |
Вывод: в отчетном периоде уровень управленческих расходов увеличился на 0,7%. Это связано исключительно с ростом управленческих расходов на 610 тыс. руб., что привело к увеличению уровня управленческих расходов на 2%. В тоже время рост выручки на 3634 тыс. руб. привел к сокращению уровня управленческих расходов на 2%.
3.6. 
Таблица 3.12
Факторный анализ показателя уровня коммерческих расходов в выручке
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Коммерческие расходы | Выручка | ||
| УКР1 | 0,049882036 | ||
| УКР2 | 0,068419279 | ||
| УКР3 | 0,060953639 |
Вывод: в отчетном периоде уровень коммерческих расходов увеличился на 1,1%. Это связано исключительно с ростом величины коммерческих расходов на 550 тыс. руб., что способствовало росту уровня коммерческих расходов на 1,8%. В тоже время рост выручки от реализации на 3634 тыс. руб. привел к сокращению уровня коммерческих расходов на 0,7%.
3.7. 
Таблица 3.13
Факторный анализ показателя уровня прочих доходов в выручке
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Прочие доходы | Выручка | ||
| УПД1 | 0,009234917 | ||
| УПД2 | 0,010819009 | ||
| УПД3 | 0,009638482 |
Вывод: в отчетном периоде уровень прочих доходов увеличился на 0,04%. Это связано с ростом величины прочих доходов, которое привело к увеличению уровня прочих доходов на 0,15%. Но в тоже время рост выручки на 3634 тыс. руб. способствовал снижению уровня прочих доходов на 0,11%.
3.8. 
Таблица 3.14
Факторный анализ показателя уровня прочих расходов в выручке
| Наименование результативного показателя | Значение результативного показателя | Взаимосвязанные факторы | |
| Прочие расходы | Выручка | ||
| УПР1 | 0,024266936 | ||
| УПР2 | 0,044523087 | ||
| УПР3 | 0,039664905 |
Вывод: в отчетном периоде уровень прочих расходов вырос на 1,5%. Это связано с ростом величины прочих доходов на 2%. В тоже время рост выручки на 3634 тыс. руб. способствовал снижению уровня прочих расходов на 0,5%.
Общий вывод. В отчетном периоде финансовая рентабельность снизилась на 77,4% в результате увеличения коэффициента автономии на 0,23 пункта, что говорит о снижении эффективности хозяйственной деятельности организации. Рост коэффициента автономии обусловлен боле высокими темпами роста капитала по сравнению с темпами роста активов организации. В тоже время увеличению финансовой рентабельности в отчетном периоде на 13,2% способствовал рост экономической рентабельности на 6,4%.

Рис. 3.1. Схема изменения показателей рентабельности
Рост экономической рентабельности связан исключительно с ростом рентабельности продаж на 2,73%. Снижению экономической рентабельности способствовало сокращение оборачиваемости активов организации на 0,96 оборота. Рост рентабельности продаж в отчетном периоде связан исключительно со снижением уровня себестоимости продукции организации на 6,06% и ростом уровня прочих доходов (см. рис. 3.1).
1






