Рентабельность продаж оценивает эффективность основной деятельности организации. Цель анализа – выявить основные факторы, оказывающие влияние на рентабельность продаж.
Выделяют два основных способа анализа.
Первый способ. Рентабельность продаж по организации в целом оценивают через вклад каждого вида продукции в общую рентабельность продаж, что позволяет определить оптимальную ассортиментную программу для организации.
ρпродаж =
=
где di – доля i-го вида продукции в общей выручке;
ρi – рентабельность продаж i-го вида продукции;
n – количество видов продукции.
Анализ проводится методом групповых индексов.
Например, организация производит и реализует три вида продукции. В отчетном периоде доля в выручке 1-го вида – 50%, 2-го вида – 35%, 3-го вида – 15%. В предыдущем периоде доля в выручке 1-го вида продукции – 40%, 2-го – 40%, 3- го- 20%. Структура себестоимости продукции в отчетном году: 1-й вид продукции – 45%, 2-й вид – 40%, 3-й вид – 15%. Структура себестоимости в прошлом году: 1-й вид – 40%, 2-й вид – 35%, 3-й вид – 25%. Необходимо определить причины изменения рентабельности продаж в отчетном году. Значение выручки и себестоимости в целом по организации указаны в форме №2.
|
|
Во-первых, определяем показатели прибыли от продаж и рентабельности по каждому виду продукции (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2
Расчет показателей прибыли и рентабельности продаж
по видам продукции
Виды продукции | Выручка, тыс. руб. | Расходы по основной деятельности, тыс. руб. | Прибыль от продаж, тыс. руб. | Рентабельность продаж, % | ||||
п.п. | о.п. | п.п. | о.п. | п.п. | о.п. | п.п. | о.п. | |
А | 12892,5 | 3759,5 | 9,7 | 22,6 | ||||
Б | 11656,4 | 196,4 | 21,0 | 1,7 | ||||
В | 4995,6 | 4297,5 | -761 | 698,1 | -12,8 | 14,0 | ||
Итого | 9,7 | 14,0 |
Во-вторых, проводим анализ рентабельности продаж через вклад каждого вида продукции в общую рентабельность методом групповых индексов (см. табл. 3.3). При этом используется следующая зависимость:
Таблица 3.3
Оценка вклада каждого вида продукции в изменение общей
рентабельности продаж
Виды продукции | Доля i-го вида продукции в общей выручке | Рентабельность продаж i-го вида продукции, % | Вклад i-го вида продукции в общую рентабельность продаж | ||||
di0 | di1 | pi0 | pi1 | di0× pi0 | di1× pi0 | di1× pi1 | |
А | 0,4 | 0,5 | 9,7 | 22,6 | 3,8962 | 4,8702 | 11,2884 |
Б | 0,4 | 0,35 | 21,0 | 1,7 | 8,4092 | 7,3580 | 0,59 |
В | 0,2 | 0,15 | -12,8 | 13,9 | -2,5649 | -1,9237 | 2,0961 |
Итого | 9,7405 | 10,3046 | 13,9745 |
По таблице 3.3 определяем:
1) индекс рентабельности продаж (темп роста):
= =1,4347
2) абсолютное изменение общей рентабельности продаж:
= 13,9745-9,7405 = 4,234
3) индекс доли i-го вида продукции в общей выручке:
= 1,0579
4) абсолютное изменение общей рентабельности продаж за счет изменения доли i-го вида продукции в общей выручке:
|
|
= 10,3046-9,7405=0,5641
5) индекс рентабельности продаж i-го вида продукции:
= =1,3562
6) абсолютное изменение рентабельности продаж за счет изменения рентабельности продаж i-го вида продукции:
= 13,9745-10,3046=3,6699
Проверка:
0,5641+3,6699 = 4,234
= 1,0579×1,3562=1,4347
Вывод. В отчетном году темп роста рентабельности продаж составил 143,47%, что привело к увеличению показателя рентабельности продаж на 4,2338%. Данный рост произошел в большей степени за счет изменения рентабельности продаж отдельных видов продукции, обусловившим увеличение общей рентабельности продаж на 135,61%. Это привело к увеличению общей величины рентабельности продаж на 3,6697%. Рост общей рентабельности продаж за счет изменения доли отдельного вида продукции в общей выручке составил 105,79%, что привело к увеличению общей величины рентабельности продаж на 0,5641%.
Второй способ. Рентабельность продаж определяется через уровень затрат:
Анализ проводится балансовым методом (см. табл. 3.4).
Таблица 3.4
Анализ рентабельности продаж балансовым методом
Показатель | Значение | Изменение | |
п.п. | о.п. | ||
1. Уровень себестоимости (УС) | 0,7509 | 0,6903 | -0,0606 |
2. Уровень коммерческих расходов (УКР) | 0,0499 | 0,061 | 0,0111 |
3. Уровень управленческих расходов (УУР) | 0,1018 | 0,109 | 0,0072 |
4. Рентабельность продаж (%) | 9,74 | 13,97 | 4,23 |
Вывод по таблице 3.4. В отчетном периоде рентабельность продаж выросла на 4,23% исключительно за счет снижения уровня себестоимости на 6,06%. В тоже время увеличение уровня коммерческих расходов на 1,11% и управленческих расходов на 0,72% способствовало снижению уровня рентабельности продаж в отчетном периоде.