Итак, благополучно завершилось путешествие за кордон, столь подробно описанное мной в силу необычности (если смотреть с походной точки зрения). На дворе апрель, уже на следующий день я вышел на работу, посетил планерку у начальства, девицам на локаторе раздал хиджабы. Понемногу растаяли и остальные сувениры, отпечаталась пленка, преобразившись в фотографии. И только в 2009-м году в конце ноября я завершил описание этого путешествия и продолжил летопись освоения озер и речек. К сожалению, описание осуществляется урывками, не то, что сами походы. И последняя точка будет поставлена, когда ноженьки откажут, а рученьки будут способны только нажимать на клавиатуру. (А что будет с мозгами, - и загадывать не хочется.)
К чему и приступаю, благословясь.
ТРИ ПОХОДА НА ТЬМУ (3х86 км авто, 3,4,5 км лодка, 4,5,6 км велосипед)
У нас с Леной открытие сезона начинается, как правило, со сбора сморчков. Традиционно посещаем Ширяковский, так нами называемый, лес, и никогда не возвращаемся с пустыми руками. Если грибов маловато, повторяем попытку в том же лесу в новых местах, и только потом уезжаем в другие леса, сочетая сбор очаровательных грибов с поисками новых мест.
Таковыми были и три похода на Тьму. Все они начинались с одного и того же пункта, - деревни Тутань. Живописная деревуха с высоким спуском к воде, заканчивающимся мостками. Вверху шикарная усадьба, - «визитная карточка» этих краев, принадлежащая новорусскому вору, оказавшемуся в состоянии выкупить роскошный кусок берега Тьмы.
Нас устраивало то, что на задворках данной усадьбы можно было незаметно приткнуть нашу тачку. К сожалению, мы не учли оскорбленное чувство нового помещика, но это – на будущий год, но пока нам все сходило с рук.
А главное, - что ниже по течению были прекрасные хвойные, в основном, сосновые леса, полные тайн и загадок. И, наверное, сморчков. Всем трем походам сопутствовала очень хорошая майская солнечная погода.
В первом походе мы высадились на левом берегу, проплыв километра три, и обосновавшись на пикниковом месте с выходом, хотя и отдаленном, к деревне Волынцево. Успешно обследовали лес вдоль берега, отдохнули, запалили костерчик. И грибы нашлись, правда, немного.
Потеряли, было, Джульку. Бежала за мной вдоль берега и исчезла. В итоге Лена отправилась на поиски, а я собрал вещички, положил в лодку, взял вторую на буксир и поплыл туда же, куда и Лена, только, разумеется, по реке. Встретились у обрыва, там была нора, в ней появлялась и исчезала
такса, впервые вытащили ее за хвост. Оттуда я и уехал на велосипеде за машиной.
Другой день. Плыли туда же, только на правый берег. Тут лесов поболее, места почти незнакомые. Иногда с Леной разбегались в разные стороны потому, что у нас был велосипед, предназначенный для возвращения к машине, и мы на нем поочередно катались по лесным дорогам. Впервые пытались общаться друг с другом при помощи радиостанций, кои нам продали – подарили наши дети. Данная техника связи работала, к сожалению, только на более – менее открытом пространстве и в лесу мало помогала. То ли дело поорать. Откуда голос, - туда и беги.
В третью поездку спустились еще ниже по течению. Там на берегу тоже буйное царство лесов, еще дальше от деревень. Поэтому немного заблудились и, признаться, подустали. Не смогли сориентироваться даже, с трудом выйдя на берег (а у нас где-то брошены лодки с барахлом). Но, конечно, все кончилось благополучно, за исключением:
Когда мы расселись по лодкам, чтобы пристать к другому берегу, то я в уставшем состоянии проворонил сук, посередке реки из воды торчащий. В результате, злополучный «Турист – 3» вторично продырявился. С трудом я подгреб к берегу, ухитрившись не потерять и не промочить имущество, и самого себя.
По возвращении домой лодку снова заклеил, но теперь заплата была ой какая большая, и воздух понемножечку подтравливался. Жаль было такую большую лодку, хоть и надеялись, что еще поживет.
В результате этих минипоходиков обогатились знаниями местных лесов, грибочков пособирали, а, главное, - вдоволь надышались весенними ароматами под яркими солнечными лучами.
СУХОЙ РУЧЕЙ ( 60 км авто)
Небольшая поездочка по грибы без особой надежды найти таковые. Хотелось просто посидеть у костра, каковой возможности лишен был в Иране. «Сухой Ручей» - деревня на полпути от моста через Тьму у Савино до выхода на ту же Тьму у бывшей мельницы с остатками деревянной плотины. Это место весьма любимо народом, - и не зря: здесь хороший сосновый лес, берега Тьмы на любой вкус. В выходные дни в эти края и не подступиться.
Так что мы предпочитали будни, да и время еще не созрело для больших купаний.
Когда приехали, начался дождь, но вскоре и закончился, и показалось солнышко. Об остальном расскажут снимки.



УСТЬЕ СОЗИ - ВОЛГА (132 км авто, 10км лодка, 8км вело)
Интересный летний поход – прогулка и закрытие темы «Нижняя Созь». Два года назад мы проплыли участок: устье Малой Сози – кусок Сози большой, в сторону поселка 1 Мая, то-есть, вверх по течению, (которого фактически нет). В поселке плотина немного приподнимает Созь над уровнем Волги, и все, что ниже плотины, - это продолжение Большой Волги с берегами, изрезанными устьями всяких рек, речушек и ручейков. Таким образом, получается: маленькие речки, будучи «подперты» великой Волгой, становятся широкими, гордыми и надутыми. А мы собирались достичь места впадения Сози в Волгу.
В хороший теплый июньский вечерок мы и отправились к поселку 1 Мая по Савватьевскому шоссе, где на 34-м километре когда-то зачиналось строительство нашей так и не состоявшейся дачи. Собирались мы выплыть от того же места, куда доплыли в последний раз, то есть, парой километров ниже плотины в поселке.
А это, примерно, деревня Мыслятино, чуть ниже по течению (которого нет) от поселка. Сюда, судя по карте, можно было попасть от моста через Созь (там она – маленькая речушка), затем по проселочной дороге вдоль речки через деревню Осипово, - на грунтовую дорогу в сторону Мыслятино, в объезд самого поселка.
Так мы и ехали, но не доехали, ибо дорожка наша утонула в болотце. Дабы не утонуть самим, вернулись на шоссе, затем в поселок, а там и нашли нашу Созь в уже раздувшемся виде. И, наконец, добрались до того самого места старта, где и устроились на ночлег. Путь сюда был сухой, не то, что два года назад.
С утра стартовали, денек выдался теплым, к полудню – жарким. Остановились на перекусон на безлесном левом берегу широкой Сози, где чувствовалось «дыхание» Большой Волги. Здесь нас покусали первые комары этого года. Отсюда Лена прокатилась на велосипеде вглубь берега до леса, но в лесу и далее хороших дорог не обнаружила, что вполне соответствовало карте. Как бы то ни было, нам нужно было доплыть до деревни Устье, откуда в сторону поселка шла прямая дорога километров в семь. И далее где-то выползти к деревне Мыслятино, дабы забрать машину.
Не доплыв до устья, мы наткнулись на неплохое местечко для ночевки в хвойном лесу, коим и воспользовались.
На следующий день торжественно выплыли в Большую Волгу, дабы оценить ее просторы и настроиться на будущее ее освоение.
Затем вернулись к берегу Сози, а там среди березовой рощи обнаружился целый заброшенный лагерь для «стационарных дикарей», которые, наверняка, вскорости обоснуются в этих местах, как только начнется сезон отпусков. Пока же здесь царил временный хаос.
От лагеря вела колея к грунтовой дороге у деревни Устье, но непреодолимым препятствием стал неисправный мост через ручей. Таким образом, мною было принято решение перегнать машину в деревню Устье, оттуда вернуться на велосипеде в лагерь (3 км), а на лодках с вещами переплыть залив, образованный устьем этого маленького ручья. Так все это и произошло. По прямой, как стрела, но корявой грунтовке, до машины – 7 километров.

Логовежь Кресино - Тетерлево (120 км авто, 15км лодка, 12 км вело)
Май, одуванчик в цвету, погода, - что надо, и пора в путешествия. В мои и Лены рабочие дни не разгуляешься особо, большие странствия еще предстоят, а пока – «разминка» в виде, допустим, Логовежи.
Ах, Логовежь! Одно упоминание о ней – это как выброс адреналина. Остался один непройденный кусок на пару дней пути, ожидаемая порция впечатлений и неизбежные потери. Потому что это Логовежь!
Можно было начать просто: доехать до поселочка Набережный, (где в прошлом году маялись с перетаскиванием барахла через раскисшее поле), и оттуда сплавляться до деревни Дубровка, что у моста на СП – шоссе. Но мы не ищем легких путей.
Судя по карте, имеется дорога вдоль Логовежи по левому берегу через деревню Тетерлево. Дорога грунтовая, но попробовать можно, потому что всегда пробуем.
Собрались и поехали. Через село Марьино до Тетерлево дорога терпимая, как вся наша российская жизнь. Но дальше дороги нет, есть только в сторону Логовежи через большое одуванчиковое поле, которое давно пахать перестали, отчего оно стало еще более красивым из-за одуванчиков. Хотя и
бесполезным.
Выезд на поле из деревни – то еще испытание. Соблюдая определенный скоростной режим и своевременный поворот руля, можно разом преодолеть ухаб, лужу и две глубокие колеи. А потом развилка, прогулка – разведка и выезд на Логовежь.
Ну что ж, поглядели на речку – полюбовались, пора и честь знать. То-есть решать вопрос о месте старта. Пока еще не поздно, разворачиваемся, снова через ухаб в Тетерлево, затем выезд на СП-шоссе до поселка Мирный, а там уже по знакомой дороге возвращаемся к Логовежи, только на правый берег. Но это для того, чтобы через мост вновь оказаться на левом берегу.
А стартовать решили от деревни Кресино, там, где дорога рядом с рекой. В прошлом году мы проскочили это место, что привело к последующим страданиям.
Затем минуем на лодках поселочек Набережный, село Андрианово, деревни Старое Беркаево, Селихово, и последний непройденный кусок реки до моста на шоссе.
Так и плыли, вполне без приключений, но с удовольствием. На этой небольшой речке попались два островка, один из них послужил местом первой высадки для собачьего (да и нашего) туалета. Здесь же я потерял, как позже выяснилось, высоковольтный провод от катушки зажигания, который вынул из машины, чтобы воры ее не увели. Ну и сам оказался в положении того гипотетического вора.
И, наконец, устроились на ночевку недалеко от деревни Новое Беркаево в самом начале леса за ручьем. У нас было еще достаточно времени для того, чтобы к этому месту перегнать машину из деревни Кресино, - там она была пристроена у дома одной хозяйки.
Я, конечно, спохватился по поводу потерянного провода и чувствовал себя не очень хорошо. Снова начала вылезать железная лапа несчастий роковой Логовежи. Ведь машина без этого провода не поедет. И я отправился к ней на велосипеде, уповая на русский «авось».
А дальше было вот что. Возле Жигуля собралось несколько мужиков, один из них – муж хозяйки. На лицах у них было написано непреклонное желание выпить. Они предложили мне прокатиться с таковой целью за самогоном, тут я резонно посетовал на отсутствие зажигания в машине. Тогда хозяин порылся в «загашниках» и вынес длинный кусок высоковольтного провода. Елы – палы! Он решил мою проблему. Вскоре машина довольно заурчала, и мы с молодым парнем поехали за четыре километра решать их проблему за мой счет. Восемьдесят рублей из моего кармана, и бутылка заветная – в их кармане.
И только после решения всех текущих проблем российской деревни я перегнал машину к месту нашей ночевки. Неплохое, кстати, местечко. Да и провод высоковольтный надолго прижился под капотом.
На следующее утро, заперев машину, продолжили катание по Логовежи. Там, где река делает интересный изгиб, натыкаемся на строительные работы. Газовщики прокладывают мост через реку. Наверное, мы уже не увидим этот мост в готовом виде, если только специально не прокатимся на него поглазеть. А пока вместо моста – плотина, и лодки приходится через нее перетаскивать, что не занимает много времени.
Затем на правом берегу обозначилось красивое стояночное место среди сосен, - первое на этой реке официальное стояночное место, если не считать тех, что ниже по течению за шоссе. Но нам оно уже не нужно, потому что близится конец путешествия.
Конечно, мы вылезли и потоптались ногами на этой поляне, прогулялись по лесу, и опять сели в лодки. Еще пара километров – и мы подплываем к тому месту, куда первоначально проскочили на машине. Оно было тихое и уединенное, не то, что ревущее шоссе также за пару километров отсюда.
Ну и фиг с ним, с шоссе. Что мы там нового на оставшемся кусочке Логовежи не видали? А посему полностью выбрались на сушу вместе с лодками, и отсюда я пустился в велосипедный путь за «Жигулем», осознавая, что дорога вдоль речки не для авто, и на машине придется обкручивать Логовежь по шоссе.
Дорожка вдоль Логовежи была сначала вполне проезжаемой даже для «шестерки», пока не нырнула в лесок. Там началось черт его знает что, - в общем, метров пятьдесят пришлось велосипед тащить на себе, а потом мал – помалу дорога становилась все лучше. И дальше без препятствий я доехал до машины.
Возвращался вновь через Тетерлево. В том месте, где был поворот с колеей и ухабом, на сей раз застрял тракторный прицеп, расширив масштабы препятствия. Но и его я преодолел, и вскоре мы уже грузились, дабы вернуться домой покорителями Логовежи.
Но застрявший тракторный прицеп нас обратно домой не пустил. Мы и сами хорошо из-за него застряли в кривой колее. Вскоре приехал трактор и вытащил всех по очереди.
Так завершилось покорение Логовежи. На сей раз обошлось без «кошмариков», хотя и не без приключений. Не хочется говорить ей «Прощай!», а хочется вернуться на этот же самый кусок, чтобы полюбоваться новым мостом.
ШОСТКА - ТЬМА (170 км авто, 20 км лодка, 10 км велосипед)
Выбрали конечной целью следующего маленького похода, в то же время и его началом, - три больших пруда, образованных истоком Шостки - притока Тьмы.
Нас с Леной всегда привлекали мало-мальски приличные «лужи» недалеко от Твери. Но была небольшая надежда, что и сама Шостка пополнит нашу коллекцию освоенных речек. В устье ее мы когда-то ночевали, там же
Джуля выкопала впервые гнездо с мышами. Затем, уже глубокой, но солнечной осенью мы посетили Шостку у деревни Харитоново, откуда пешочком прогулялись вдоль северо-западной стороны наших любимых «Заборовских» болот. Речушка, в общем-то, узенькая, но где наша не пропадала? Ведь одолели когда-то, например, Жидоховку с ее завалами.
Итак, поехали! Впервые от Заборовья свернули налево и покатили по шоссе в сторону Бродов, Старицы. Это шоссе для Старицы второстепенное, - по другой стороне Волги, а посему плохо ремонтируемое. Тем не менее, тогда оно было в приличном состоянии, - не то, что теперь.
От села Броды свернули направо и через Толвенцево, Станишино по грунтовому большаку добрались до Шостки с ее чудо – мостом. Только глубоко вдохнув воздух и перекрестившись, можно было решиться его проехать, что я и проделал.
Заодно убедились в полной непроходимости Шостки для нашей флотилии. Поэтому двинулись дальше к прудам. В маленьком селе Буконтово полюбовались церковью и гнездом аиста на водонапорной башне.
А вот и первый пруд. Вот и снимочки. Здесь и плотина, и небольшая охрана, и купающаяся молодежь. И отсутствие места на берегу, пригодного для ночной стоянки. Людно, леса нет на берегу. А, стало быть, и водные прогулки также отменяются.
И хоть не добрались до второго пруда, потому что с картой подзапутались, но куда-то надо было пристраиваться на ночь. А с продолжением путешествия мне уже было ясно: это река Тьма от
Сенчуково - до Глухово, откуда мы когда-то и проложили первый маршрут по Тьме.
И совсем без всякой карты нам подсказали дорогу от села Ладьино в лес. Доехав до него, мы определились с местом, предварительно прогулявшись по дороге, и не найдя лучшего, выбрали именно начало леса со столом и скамейкой. Здесь разбили лагерь.
Стемнело быстро, и уже в сумерках мы ужинали и затем повалились спать. Утром Лена обещала разведать все оставшиеся пруды на велосипеде, и когда с ранними лучами солнышка отправилась в путь, то я продолжал нежиться в постели. И начал просыпаться, лишь по ее возвращении. Только
фотографии могут рассказать о моих очевидных упущениях по части изучения тех самых красот.
Впервые был испытан походный гамак промеж деревьев. Надо ли упоминать о непременном первоначальном падении вместе с ним на землю, но в целом, эксперимент прошел успешно. Леночка тоже не избежала веселого падения.
Затем приступили ко второй части перепланированного варианта. Мы ехали к платформе «Высокая», где проходит ж/д ветка Торжок – Ржев. Здесь обычно высаживаются байдарочники, за три – четыре дня преодолевающие Тьму и Волгу до Твери. Мы на такие подвиги быстроты не способны, да и ни к чему. Тьмой надо наслаждаться. Но кусок Сенчуково – Глухово, - последний, нами не пройденный на Тьме, - вполне по
зубам.
Машина лихо летела по шоссе, до и после того, как у деревни Богатьково перемахнула через мост. И проскочили нужный поворот к Сенчуково, угодив прямо в Берново. Там, где был Пушкин.
Пользуясь моментом, заскочили в музей – усадьбу, где останавливался Александр Сергеевич. Теперь здесь даже Джуля побегала. Ну а затем через мост ручья Нашиги опять же со второй попытки пробрались к нашему заветному местечку неподалеку от Сенчуково, и в условиях надвигающейся жары начали разгрузку и погрузку техники.
Да, жаркий выдался денек. Солнышко припекало вполне по-ирански, мы заслужили начало лета.
Здесь много деревень по берегам, каждая, как могла, нам усложняла жизнь.
Вот Стукшино, на другом берегу Лаврово. Конечно, между ними проложили мост из бетонных столбов. А вот на снимках наши муки его преодоления. И только Джуле легко. И то не очень на жаре.
П
П
Признаюсь, кусочек этого похода несколько выпал из памяти (может быть, от жары). Во всяком случае, только изучение фотографий приводит к выводу о том, что где-то за деревней Богатьково у нас была ночевка. Короче, снимки есть, а ночевки не помним: ни я, ни Лена.
Как бы то ни было, но на следующий день путешествие продолжилось. Опять те же пейзажи: много деревень по берегам и все с ними связанное. И снова жарко.
Вот еще одно порождение деревенского быта. Это стадо мало того, что перегородило полреки, так еще неслось за нами по берегу, как заправская свора собак, разве что не
гавкала. Зато мычало, причем
особенно
старался бык, которого страшно боялась Лена. Мы так гнали от этого быка, что даже прекрасную церковь со скособоченной маковкой еле успели на ходу сфотографировать.
Но есть распрекрасный висячий мост у Нестерова. Стадо далеко позади, - мы его «сделали», и теперь можем спокойно прогуляться по этому сооружению.
Меняется иногда характер реки. Узнаем нашу милую верхнюю Тьму с порогами. И берега меняют высоту и очертания.
Но донимает нас жара все больше. Как назло, на берегах исчезли леса, чтобы под их тенью можно было бы пообедать.
Вот где-то перед деревней Зеленцево на берегу обозначились кусты, обещавшие хилую тень, и мы воспользовались ими. Вытащили яства наверх, вкусили. А когда спустились к реке, то увидели, что лодка «Турист», пережившая два прокола за последние два года, тоже не выдержала жары и испустила дух.
И это был конец. Конец нашего путешествия. Теперь ничего больше не оставалось, как искать подъездные пути к нашему месту. Я сдуру перешел речку вброд и потащился по пустынному левому берегу, Лена искала счастья на своем.
Она куда более преуспела в поисках счастья. Там, чуть выше по берегу явственно прослеживалась дорога через поле, и вскоре я уже крутил педали в сторону деревни Высокое, далее платформа, деревни Васьково, Богатьково, Стукшино и Щелкачево, где у бабушкиного дома базировалась наша «шестера».
Да, не удалось полностью «закрыть тему» Тьмы. Более того, «Туриста» пришлось списать, и вскоре его место занял такой же «Турист», подозрительно дешево купленный в шинно-лодочном магазине «Медведь».
Зато остался кусочек реки на будущий год. Такие кусочки мы обычно проходим весной в качестве разминки.
А пока начнем осуществлять мою тайную старую мечту и всей мощью обрушимся на то, о чем просто позабыли, хотя она совсем рядом. Да – да, на нашу матушку Волгу. Последовательно, хотя и, в меру, хаотично.






