Когда стороны избирают позицию несговорчивости, защищая результаты, выгодные им, тупики и кризисные ситуации — неизбежны. Это часть игры. Упреки, тирады, обиды — все это, возможно, уменьшает напряжение и раздражение, но они, также, увеличивают шанс эскалации. Во время тупика разногласия по содержанию переговоров пагубно влияют на остальные переговорные аспекты. Не позволяйте этому произойти. Вот некоторые тактики, которые помогут вам справиться с тупиком.
прервитесь;
суммируйте различные точки зрения;
пойдите на мелкую уступку, либо предложите ее примерное содержание;
если тупик затянулся, постарайтесь вместе исследовать возможные альтернативы и их последствия;
сделайте изменение в составе переговорной команды;
поменяйте место переговоров;
внесите дельное предложение;
отложите обсуждение сложной проблемы;
пригласите третью сторону;
созовите неофициальную консультационную группу проведите мозговой штурм по возможным решениям;
возьмите для рассмотрения лишь часть проблемы и попытайтесь достигнуть по ней соглашения;
систематизируйте решения;
определите ключевую фигуру в команде оппонента во время перерыва.
Не забывайте о своих клиентах
Помните, что отношения с клиентами тоже носят переговорный характер. Вот примеры тактик, часто используемых в этой сфере:
избегайте четко сформулированного задания для вас, сокращая время подготовительных встреч, либо внося сумятицу в вопросы:
умеряйте требования клиентов, наделяя их тактической информацией о том, чего вообще можно достичь;
не допускайте участия в переговорах людей с ожиданиями завышенного результата. Например, делая переговорную команду малочисленной, либо назначая этих людей в подкомиссии;
преподносите результаты переговоров неопределенно, либо в очень сложной формулировке с тем, чтобы было меньше поводов для критики, преувеличивайте значение уступок, сделанных оппонентам.
Осознайте свой переговорный стиль
Постарайтесь осознанно развить свой переговорный стиль, развить гибкость в тех областях, где вы еще не совсем сильны. Например, владеете ли вы тактиками развертывания, описанными в главе 6?
Оцените себя цифрами, расположенными на оси. На каком из ее отрезков вы обычно действуете, к какой манере поведения вы больше склонны, когда на вас оказывают давление? Как, по-вашему мнению, оценит вас оппонент?