Определение

Технологизация есть деятельность по оптимизации деятельности, в дан­ном случае бизнес-процессов. А к ним относятся любые действия, прямо или косвенно создающие бизнес-продукты.

Есть у технологизации, по-моему, три преимущества, три качества, кото­рые действительно дают упомянутое ранее упрощение. За что, собственно го­воря, руководители и хватаются чаще всего, когда мы предлагаем им какие-то варианты технологизации.

Во-первых, это рациональность, которая дает возможность экономии вре­мени, энергии, сил, ресурсов... - чего угодно.

Во-вторых, это обезличенностъ, т. е. независимость от личных особен­ностей работника. Это тоже очень важно. Потому что разнообразие индиви­дуальностей будет как-то сужено, приведено к какому-то к единому, но от­носительному знаменателю, если мы проведем обезличивание каких-то биз­нес-процедур.

В-третьих, тиражирование, т. е. возможность передачи другим, исполь­зование этих же технологий при замене людей.

Какие элементы бизнес-технологий имеют ценность, из чего, собственно говоря, и состоит сама бизнес-технология? Конечно, это:

- цели,

- условия деятельности,

- действия, работы,

- связи между работниками,

- правила выполнения этих работ,

- продукты, которые должны быть получены в результате этих работ.
Поэтому я даю такое определение технологизации: зарегламентирован­
ное (нормированное) описание деятельности по созданию, производству
какого-то продукта.

Не всякое описание бизнес-процесса есть технология. Скажем, протокол. Он описывает ход собрания, заседания. Но только данного, одного. Его не по­вторить. И действует он пост-фактум. А план? Ближе, конечно, но и он недо­статочно технологичен, ибо строится "пре-фактум" и тоже не очень-то тира­жируем. Возьмем проект: он точнее плана, предметнее и похож на технологию,


если реально воплощается "ин-фактум". Технология есть освоенный, тиражи­руемый проект.

Необходимо соблюдать следующие требования к технологизации:

1) перечисленные элементы не должны быть слишком жесткими, чтобы лич­
ностный потенциал не погашался. Они должны давать возможность как
раз проявлению личности;

2) они должны быть устойчивы к непредвиденным событиям;

3) они должны обладать известной, необходимой степенью инновационно-
сти;

4) они должны иметь достаточную степень реализуемости;

5) бизнес-технологии должны работать длительно;

6) должны быть еще некоторые определенные люфты-допуски, минималь­
ные, максимальные колебания;

7) должна быть достаточная простота, не столько алгебра, сколько арифме­
тика. Понятность, легкая усвояемость, что ли, этих бизнес-технологий ра­
ботниками;

8) должна быть некоторая психогеничность - соответствие человеческим
возможностям, способностям;

9) и у нее, конечно, должна быть адаптивность, эластичность.

Вот такие, на мой взгляд, должны быть требования к бизнес-технолгиям. Как сказал М. Кузнецов, нам нужны "одушевленные технологии". Отсюда следует и подход к оценке качества бизнес-технологий:

Элементы бизнес-технологий: Требования к бизнес-технологиям:

Цели N. - открытость личным возможностям,

Условия.--- 1 \v - инновационность,

Действия ^\ - устойчивость к непредвиденному,

Связи./ - длительность использования,

Правила >^ - ясные допуски,

' - простота и адаптивность.

В той степени, в какой левая сторона стремится и достигает правой, в той степени и обеспечивается качество бизнес-технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: