Стратегия и тактика ведения переговоров
- Когда возникает необходимость в переговорах?
- Ключевые понятия
· Стратегии ведения переговоров
· Стили ведения переговоров
o - Жесткий стиль: ультимативная тактика; тактика выжимания уступок
o - Мягкий стиль
o - Торговый стиль
o - Сотруднический стиль: тактика принципиальных переговоров; основные правила принципиальных переговоров.
· Тактики убеждения
· Полезные советы
Когда возникает необходимость в переговорах?
- Когда есть совместная деятельность, при которой каждый из партнеров отвечает за свою часть общей деятельности, направленной на достижение общей цели.
- Когда во взаимоотношениях партнеров возникают разногласия (проблемная ситуация), препятствующие началу или продолжению совместной деятельности. Эти разногласия м.б. связаны с разнонаправленными тактическими целями сторон, интересами, разным видением ситуации, различной степенью владения информацией и др. ресурсами.
Ключевые понятия
Переговоры – это вид совместной деятельности партнеров, направленной на разрешение проблемной ситуации.
- это процесс взаимного влияния, имеющий целью достижение взаимно-приемлемого соглашения по спорным вопросам.
Специфика переговоров:
· взаимозависимость сторон
· отсутствие определенности (проблемность)
· конструктивная направленность.
В переговорах существует два уровня:
· Деловой – обсуждение альтернатив решения проблемы
· Межличностный – взаимоотношения двух или нескольких индивидуумов.
Переговоры являются сложным явлением, так как содержат в себе двойственность:
· Рациональный и иррациональный мыслительный процесс
· Двойственность интересов и целей (своих и оппонента)
· Двойственность поведения (дать оппоненту возможность «выплеснуть» эмоции, избегая при этом собственной эмоциональной реакции)
Чтобы быть успешным в переговорах, необходимо владеть тремя аспектами:
· Рациональный (структура, техники)
· Психологический (эмоции, установки)
· Коммуникативный (риторика, получение и обмен информацией)
Любые переговоры состоят из 3 стадий:
1. подготовка;
2. процесс переговоров;
3. анализ подготовки, процесса и результатов переговоров.
Подготовка переговоров включает определение
§ целей команды;
§ выбор и подготовку основной и альтернативных стратегий;
§ подготовку плана ведения переговоров;
§ определение членов команды и распределение их ролевого участия.
При этом необходимо также подробно ответить на следующие вопросы: кто является партнером (оппонентом), в чем заключатся цели партнеров, в чем состоит предмет переговоров; каков состав участников переговоров противной стороны (с целью определить своих игроков на каждого оппонента).
Цели - это тот максимально возможный результат, которого команда переговорщиков может добиться, если оппоненты согласятся на все требования. Это программа максимум. Но и программа- минимум тоже должна присутствовать, чтобы каждый командный игрок знал границы уступок по каждому, в том числе, и второстепенному вопросу.






