Что есть специальная политика в стратегии компании?
Политика есть цели и приоритеты.
Цель - планируемый результат. Цели бывают разной срочности и разных направлений.
Приоритеты есть сравнительная значимость параметров бизнеса в привязке к конкретным условиям. Приоритеты определяются по разным критериям сравнения. После удовлетворения критериев одного порядка актуализируются критерии следующего порядка. Например, на одной стадии в региональной политике фирмы приоритет может быть отдан охвату, а после того как филиалами охвачена достаточная территория, приоритетнее становится прибыль филиалов. Охват продолжается, но только через создание новых прибыльных филиалов.
Мы составили основные ориентиры стратегической работы, она должна перейти в плоскость конкретных разработок в разных сферах жизни организации. Я называю это специальными политиками:
- финансовая,
- техническая,
- имущественная,
- кадровая,
- маркетинговая,
- клиентская,
- ассортиментная,
|
|
- региональная и любые другие, которые Вы с Вашим клиентом сочтете не
обходимыми.
Что касается методов и процедур работы над специальными политиками, предпочтение я отдаю докладам, с которыми предлагаю выступать поочередно разным членам команды с привлечением других сотрудников компании. Разумеется, если речь идет о финансовой, технической политике, то там с докладчиками все очевидно. А если мы решаем задачу, скажем, регио-
налытой политики, то автором доклада должен быть первый руководитель, поскольку эта задача интегральная. Очень хорошо, если на одну и ту же тему у нас поочередно выступают 2-3 докладчика. Неплохо, если доклад и готовится группой, и предлагается от имени группы. Однако индивидуальные, доклады я считаю более эффективными - по моим наблюдениям, в групповых вклад каждого оказывается меньше того, что мы получаем в индивидуальных. Наверное, скажете: что же - вместо синергии мы получаем энтропию? Да, на какой-то стадии нам необходимо разнообразие. И если получаются разброд, противоречивость предложений и идей, то потом мы можем выходить на синергию с гораздо более богатым опытом, багажом. Это труднее, чем начинать с групповых разработок. Зато на старте мы получаем свободный вклад каждого.
"Докладная" методика очень мобилизует членов команды, дает возможность каждому показать себя перед остальными, а им - лучше увидеть индивидуальность каждого.
Конечно, все эти политики должны пройти через две трудные операции:
- согласование их между собой и
- стадирование, т. е. варианты их построений на разных этапах по мере дос
тижения.
|
|
Есть еще одна особенность в работе над стратегией. Вновь обращаю внимание на то, что здесь лучше использовать не столько календарное время, сколько социальное - ориентироваться не столько на годы, сколько на события. Хотя, конечно, и календарную периодизацию нельзя упускать там, где она уместна и возможна.
Тексты таких политик выглядят очень по-разному. Иногда они очень кратки, иногда - нет. Мне приходилось видеть и разрабатывать самому длинные и подробные тексты, например, клиентской, кадровой политик.
Вот несколько примеров1.