Чтобы понять, как сформировались позиции групп пользователей, следует обратиться к начальной стадии - процедуре принятия решения о приобретении "Тандема" и программы "Атлас".
В интервью отмечено: руководители отделов, в которых предстоит эксплуатировать "Атлас", не участвовали в принятии решения: "Никто не спросил: хотим ли мы купить эту программу". Участники диагностики из функциональных отделов считали необходимым подчеркнуть: "Банковскую систему выбирали не банкиры".
Процедура принятия решения без участия главных действующих лиц предстоящей эксплуатации системы имеет ряд долговременных последствий:
'Далее в тексте - программисты.
- возникло стремление дистанцироваться от "чужого" новшества;
- внедрение системы в отделах Банка стало рассматриваться как связанное
со значительным риском, в т. ч. риском невозможности адаптации "запад
ной" программы в условиях Банка.
Возникли психологические предпосылки формирования позиций, отрицающих целесообразность применения "Атласа" в банке.
Но, очевидно, самое важное следствие для проекта - то, что в механизме принятия решения проявился подход к "Атласу" как сугубо техническому нововведению. Такому нововведению, в выборе и внедрении которого основная роль принадлежит специалистам-компьютерщикам. А работникам функциональных отделов предстоит только использовать готовые компьютерные технологии. Подобный подход был закреплен в ряде решений Правления и стал серьезным барьером освоения системы.