Ткацкая фабрика нашла в Казахстане поставщика отличной шерсти - обнищавший совхоз. Последний обрадовался возможности систематического сбыта по хорошей цене в Россию. Через несколько месяцев поставки внезапно прервались. Срочно посланный гонец услышал от смущенного директора такое "объяснение": "Понимаете, тут нам за крупную партию шерсти такую цену предложили... Разве вы сами отказались бы на нашем месте?" Ясно, что фабрика порвала с этим совхозом, и он снова рухнул в нищету.
Итак, есть отличное сырье, приличный покупатель. А чего нет? Обязательности в отношениях, этого важнейшего компонента развитой деловой культуры. На Западе про нас иногда говорят: "Они не знают контракта". То есть с нами нельзя договориться. Точнее, имеется в виду ненадежность достигнутых договоренностей.
Бедность бывает разная: материальная и социальная (рис. 28). Первая понятна - нехватка продовольствия, жилья, одежды и т. д. Со второй сложнее.
Это недостаток в обществе некоторых традиций, привычек, навыков, ценностных ориентации, которые предопределяют хорошую или плохую работу масс людей. Так вот, я хочу здесь провести следующую мысль: именно социальная бедность вызывает материальную, а не наоборот.
|
|
Рис. 28. Взаимосвязь материальной и социальной бедности
Это значит, что если бы мы каким-то чудесным образом смогли в наше общество включить другое отношение к труду, к себе, друг к другу, то все наши материальные проблемы были бы решены.
Но мы знаем, что развитие человеческой культуры - долгий исторический процесс, глобализация ускоряет его. Но все равно изменения здесь происходят очень медленно. Культурная определенность залегает в личности и обществе очень глубоко, очень редко рефлексируется и мало осознается. Философы считают, что культура - это то, что остается в человеке, когда он все забыл. Это враз не вынешь, даже если и понимаешь, как это скверно.