Тут надо иметь в виду еще одно обстоятельство.
Организационная культура состоит из 5 компонентов, описанных выше.
Проявляется же она в разных сферах жизни организации:
- в целеполагании организации ("зрелость" целевой структуры организа
ции, единство целей, уровень стратегической работы, способы определе
ния служебных функций и т. д.);
- в отношениях власти (властная и моральная дистанции между руководи
телями и подчиненными, уровень централизации решений, соотношение
поощрений и наказаний, управляемость и т. д.);
- в организационной структуре (соотношение формальной и неформаль
ной структур, строгость разделения полномочий, количество иерархичес
ких уровней и т. д.);
- в исполнении работы (трудовая дисциплина, отношение к качеству, про
изводительности и т. д.);
- в человеческих отношениях между работниками (степень открытости-зак
рытости, командность, обмен информацией и т. д.).
Если среди различных компонент организационной культуры определяющей является совокупность (не всегда система) норм, то из перечисленных сфер жизни организации определяющими можно считать целеполагание и исполнение работы.
Попробуем теперь свести воедино всю схему деятельности по преобразованию организационной культуры (табл. 37). Признаюсь Вам, что сам я испытываю некоторое смущение, представляя столь интимную материю, как организационная культура, в виде грубой решетки с прямыми линиями и углами. Наверное, здесь есть некоторое образное насилие над организационной культурой, но наглядность, как я заметил, существенно облегчает руководителям понимание сути и последовательности этой работы. Кроме того, эта схема действительно работает и, как я убедился на практике, представляет собой ценный консультационный продукт.
Прошу отнестись к этой таблице не только снисходительно, но и вполне условно. Совсем не нужно заполнять все клетки, они ведь просто ориентиры, лишь помогают структурировать поиск, не более того. Так что не следует к этой форме относиться буквально.
Такая матрица дает возможность более или менее полно описать меры по изменению организационной культуры предприятия, учреждения, заполняя клетки содержанием конкретной культуры конкретной организации. Возможно, не все клетки получится заполнить. Скажу больше: матрица способна выявить и противоречивость организационной культуры. К примеру, вводится идеологема "инициативность" в работе (4а), но властные нормы (2д) ее перекрывают: "инициатива наказуема". Впрочем, могут обнаруживаться и другие подобные несоответствия: "уважение друг к другу" (5в) и норма "опаздывать на совещания, собрания" (4д).
Разумеется, перечень признаков организационной культуры как по вертикали, так и по горизонтали отнюдь не закончен и допускает изменения, дополнения. Тут дело в другом: столь неуловимую, многогранную и скрытую область жизнедеятельности организации трудно выделять и описывать даже в исследовательских целях. Для управленческих задач - тем более. Первичная структуризация, предпринятая выше, все-таки несколько снижает неопределенность понятия и самого предмета организационной культуры, делает ее более понятной и значимой для управления.