Старовойтов Андрей Валерьевич

УДК 159.98:7

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ В АРТ-ТЕРАПИИ

Старовойтов Андрей Валерьевич,

к.п.н., доцент кафедры психологии

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»,

директор лаборатории системно-аналитической арт-терапии (РВУЗ «КГУ»)

Как известно, в психотерапии существует несколько подходов, определяющих методологию и практику психотерапевтической помощи. Поскольку в настоящее время наблюдается склонность к эклектике и к смешению, целесообразно говорить о тенденциях в рамках психотерапевтического метода. В качестве таких тенденций мы обозначаем следующие:

Доминирующий психотерапевтический тренд Направление
коррекция психодинамики психоанализ, юнгианский анализ
коррекция поведенческих паттернов поведенческая психотерапия
коррекция когнитивных установок рациональная и когнитивная психотерапия
коррекция отношений и социальных навыков человеко-центированная и семейная психотерапия, психодрама
коррекция рефлексивных навыков гештальттерапия
коррекция смыслов экзистенциально-гуманистическая психотерапия
коррекция аффектов гипносуггестивная психотерапия
коррекция телесной динамики телесно-ориентированные методы
коррекция мировоззрения трансперсональная психотерапия

В отношении данных тенденций арт-терапия занимает особое положение. Являясь прикладным методом, она на сегодняшний день не имеет собственной метатеории. Именно поэтому происходит заимствование методологии тех подходов, в рамках которых развиваются ее прикладные стратегии. В первую очередь, речь идет о глубинной психологии (психоанализ, аналитическая психология, постюнгианские направления), экзистенциально-гуманистической парадигме ио трансперсональной психологии. В связи с этим возникает необходимость определения собственных границ арт-терапии как аутентичного метода. Поскольку любая методология как способ формулирования путей познания регистрируемых явлений строится на философской базе, методологическую метатеорию арт-терапии мы определяем с опорой на содержания следующих источников:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ определяет способы познания и описания психических содержаний
ТЕОРИЯ СИСТЕМ формулирует принципы существования феномена и особенности его природы
ТЕОРИЯ СИМВОЛА дает представления о формах выражения системных феноменов психической реальности
ГЕРМЕНЕВТИКА определяет принципы и способы интерпретации символа

Сформулированные в рамках теории систем представления о системности психических феноменов позволяют рассматривать ее в качестве центральной категории метатеории. Поскольку данная категория характеризует явления любой степени сложности, начиная от структурной активности атомного ядра и заканчивая явлениями психического порядка. Что касается системных представлений в рамках психотерапевтической практики, то следует сказать о их особой специфичности. Принципы системности нивелируют или меняют многие классические константы психотерапии, а именно: 1) непрогнозируемость результатов терапии; 2) неформулируемость терапевтической цели; 3) непрямая (акаузальная) зависимость в формировании и динамике симптома; 4) специфическая ролевая идентификация участников психотерапевтического процесса в контексте системной динамике; 5) диффузность психотерапевтических границ; 6) трансформируемость и нестабильность условий терапевтического сеттинга; 7) внедрение в системную организацию сознания и тела клиента или семьи (если она выступает в роли клиента); 8) уверенность в автономности системы и ее способности к самоорганизации.

Системная стратегия психотерапии относит арт-терапию к проблемноориентированному типу психотерапии, и выводит ее на принципиально иной методологический уровень. В системном подходе сложно дифференцировать и выделить ведущую методологическую тенденцию: поведенческую, экзистенциальную, психодинамическую или какую либо другую. Человек рассматривается как целостная открытая система. Метод рассматривается как способ осуществления системных интервенции в психику и тело клиента. При этом человек видится не как устойчивая система (что имеет место в представлениях о природе человека в психодинамических подходах), а постоянно меняющаяся, динамическая система, включенная в спектр феноменов своего актуального поля активности.

Использование категории системности в арт-терапии задает другой стандарт коммуникации и терапевтического познания (Матурана, Варела, цит. по Людевиг, 2004): 1) познание определяется не характеристиками внешних объектов, а природой сознания и структурой организма; 2) человек, обладая операционально и функционально замкнутой нервной системой не способен различать иллюзию (фантазматическое) от реального; 3) человеческое познание основано на личном субъективном опыте, поэтому нетранслируемо в непосредственном виде; 4) коммуникация определяется биологической природой адресата и условиями реализации коммуникативного акта.

Положения теории систем и принципов терапевтического познания мы рассматриваем в качестве методологических предпосылок методов системно-аналитической арт-терапии. Другим источником методологической рефлексии выступает теория символа.

Из работ К.Г. Юнга и постюнгианцев следует, что символ и символическое составляют непосредственное содержание психической реальности человека (Стайн, 2010). Поскольку психика человека системна, следовательно любая ее часть несет в себе характеристики целого и также является системным образованием. Речь здесь идет о системности символа. Как системный феномен символ обладает рядом характеристик, среди которым можно выделить следующие: интегративность, иерархичность, системная связанность, множественность проявлений, универсальность значений и смыслов, самореферентность, упорядоченность совокупностей, эксплицируемость в социальных системах (семья, группа, общество).

Анализ природы символа позволяет выявить его структуру и заключенные в ней уровни содержаний. Формальные и содержательные составляющие символического конструкта могут быть обозначены соответственно, как морфема и метаморфема (Свасьян, 2010). Морфему можно связать со структурностью символического конструкта, а метаморфему с его содержанием (см. рис.).

С морфемой мы связываем такие параметры символа и его функционирования, как: форма – определяет вид символа, его образ; объективация – процесс формального выбора и связывания внутреннего образа с внешним материальным или знаковым объектом; параметры экстернализации – процесс переноса содержания символического образа (смысла) на опредмеченный носитель (материальный или знаковый объект), их слияние.

Второй структурной составляющей символического конструкта, выступающей основным фактором внутреннего познания является метаморфема. С ней мы связываем следующие параметры функционирования символа: смыл – субъективное значение психических содержаний символического образа, связанное с его целевой функцией; содержание – категории, в которых эксплицируется смысл символа; направленность – целевая ориентация символа, его телеологическая функция.

В любой системе (внешней – социальной, или внутренней – психической) символический конструкт присутствует как скрытая, латентная предпосылка, основанная на бессознательных коллективных системообразующих паттернах (архетипах). В активности человека символ, как скрытая предпосылка активности, имеет следующие формы репрезентации: смысловую (личный смысл, отношение); образную; повествовательную, или норративную; поведенческую. Таким образом, символ проявляется в виде отношения, образа, норратива и поведенческого акта.

Процесс анализа символа подчиняется ряду закономерностей, которые обусловлены как его природой, так и его функционированием (см. Кирло, 2010): 1) в отношении символической реальности ничего не является бессмысленным, или не имеющим значения, все значимо; 2) в символической реальности все взаимосвязано друг с другом, одно так или иначе соотносится с другим; 3) при определенных условиях количественные характеристики переходят в качественные; 4) все частные характеристики связаны с характеристиками совокупности; 5) серии символов соотносятся друг с другом упорядочено, по аналогии с тем как отдельные элементы (символы) упорядочены внутри серии; 6) порядок назначается общим значением символических констелляций (символических совокупностей).

Следовательно:

1. Семиотически репрезентированная совокупность психических объектов составляет символическую реальность. Символическую реальность мы рассматриваем как сформированную на базе естественных глубинных психических предпосылок совокупность внутренних и внешних, осознаваемых и не осознаваемых явлений, представленных для восприятия субъекта в качестве символов или объектов, имеющих символическое содержание.

2. Элементарной единицей символической реальности выступает символический конструкт. Символический конструкт – это упорядоченное функциональное единство множественных смыслов, заключенных в унифицированную форму знака. Наделение знака глубинным множественным смыслом трансформирует его в символ.

Вследствие сказанного выше мы приходим к формулированию двух ведущих системных принципов арт-терапии: 1) принцип циркулярной причинности – описывающий причинную синхронизацию феноменов, разворачивающихся между уровнями телесной, психической и социальной организации индивида; 2) принцип межмодального переноса – предполагающий перенос содержаний и формирование функциональных аналогов между различными проявлениями культуры, поведения и психики человека (см. Самохвалов, 1999).

Данные принципы выступают в качестве основных в практике системно-аналиитческой арт-терапии, разрабатываемой группой специалистов в рамках интермодального системного подхода в психотерапии. Следует отметить, что данный подход представляет синтез психотерапевтических и развивающих методов, объединенных идеей целостности, в соответствии с которой человек рассматривается в контексте динамки систем различной степени сложности. Это позволяет анализировать поведение с опорой на системную динамику явлений, происходящих в глубинах психики и находящих выражение в теле и психосоциальных процессах. Предметом интеграции выступают методы, традиционно разрабатываемые в рамках классической арт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психодрамы и системной психотерапии. Модальностями, выступающими гранями внутреннего мира личности, относительно которых организуется психологическая помощь выступают: психика, телесность, семья, социальный статус, экологическое самосознание, поведение и культурный контекст. Центральным звеном практической деятельности в рамках данного подхода выступают не методологические абстракции, а человек, как субъект своего многообразного опыта и творческих осмыслений.

Основными положениями метатеории, в рамках которых осуществляется поиск практических стратегий и разработка методов, выступают следующие категории: системность – любой феномен рассматривается как целостное единство его содержаний и связанных с ними процессов; системность явлений прослеживается во взаимосвязи психических феноменов, творчества, самореализации, в развитии внутреннего мира личности и поведения, в динамике семейной системы, общества и культуры; аналитичность – указывает на возможность понимания внутренних и внешних закономерностей в динамике системных процессов и явлений, через их рациональное и интуитивное познание; процесс познания связан с процедурами интерпретации и поиска системных взаимосвязей, с последующей их интеграцией и осознанием; интермодальность – выступает в качестве возможности трансляции (переноса) содержаний из одной сферы субъективного опыта в другую. Даная стратегия является инновационной и интегрирующей, соответственно сферами, в которых осуществляется поиск новых психотерапевтических и развивающих стратегий, выступают: тело, психика, семья, общество, природа и культура.

Литература:

1. Людевиг К. Системная терапия. – М.: VERTE, 2004. – 280 с.

2. Кирло Х. Словар символов. – М.: Центрполиграф, 2010. – 525 с.

3. Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. – Симф.: Сонат, 1999. – 184 с.

4. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. – М.: Академический проект, 2010. – 224 с.

5. Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. – М.: Когито-Центр, 2010. – 256 с.

Резюме. В статье дается методологическое обоснование системно-аналитической арт-терапии, как части интермодальной системной стратегии в психотерапии. Формулируются центральные категории, понятия и принципы. Ключевые слова: теория систем, теория символа, символ, системность психики.

Резюме. У статті дається методологічне обгрунтування системно-аналітичної арт-терапії, як частини інтермодальной системної стратегії в психотерапії. Формулюються центральні категорії, поняття і принципи. Ключові слова: теорія систем, теорія символу, символ, системність психіки.

Abstract. The article gives methodological background for system-analitic art therapy as part of intermodal system strategy in psychotherapy and formulates basic categories, concepts and principles. Key words: system theory, symbol theory, symbol, systemacity of mind.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: