Согласно Лесному кодексу РФ лесное законодательство России направлено на обеспечение рационального и неис-тощительного использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не приносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
1) сохранение и усиление средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах здоровья человека;
2} многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и др. лесных ресурсах;
3) воспроизводство, улучшение природного состава и качества лесов, повышение их продуктивности и защиту лесов;
|
|
4) рациональное использование земель лесного фонда;
5) повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
6) сохранение биоразнообразия;
7) сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.
В 1997 году правительство РФ приняло постановление «О федеральной целевой программе «Леса России» на 1997—2000 гг.». Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность и ставит целью уменьшить площадь не покрываемых лесом земель, улучшить состояние дубровных лесов и ведение хозяйства в кедровых лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, а также выполнить принятые Россией международные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов.
Основными принципами в воспроизводстве лесов остаются обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое естественное возобновление лесов на непокрытых лесом землях.
Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и др. мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.
13 августа 1996 года правительство РФ утвердило «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».
|
|
Мероприятия по вырубке лесов и защите их от вредных насекомых разрабатываются территориальными органами управления лесным хозяйством и согласовываются со специально уполномоченными государственными органами.
Пользование участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной среды обитания объектов животного мира. Режим пользования указанными участками в местах размножения и кормления, выращивания молодняка устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами.
Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану, защиту лесов в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.
Центральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории РФ, осуществляющим государственной регулирование и контроль в области использования, охраны и воспроизводства лесов, является Федеральная служба лесного хозяйства России. На местах эти функции осуществляют специальные органы управления субъектов федерации, лесхозы и лесничества.
В 1997 году правительство РФ приняло постановление «О ведении государственного учета лесного фонда», согласно которому государственный учет лесного фонда осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства па основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и др. видов обследования лесов.
Проводимый государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат сведения о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защищенности, а также его экономическую оценку. Данные Государственного лесного кадастра и Государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати. Помимо этого осуществляется:
• защита лесов от вредителей и болезней;
• защита лесов от пожаров.
Проводится мониторинг лесов. Согласно федеральной целевой программе «Леса России на 1997—2000 гг.», основными целями мониторинга лесов являются:
• разработка и создание действующей сети обмена информацией на уровне регионального федеративного центра;
• сбор и распространение информации о состоянии лесов с наиболее ценными насаждениями, а также с насаждениями, поврежденными негативными воздействиями.
Устанавливается порядок пребывания граждан в лесу. Согласно Лесному кодексу РФ граждане имеют право собирать ценные пищевые ресурсы и растения, не занесенные в Красную книгу РФ. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Нельзя рубить, ломать кустарники и деревья, засорять лес, уничтожать и разорять муравейники и гнезда птиц.
В экономическом плане леса преимущественно рассматриваются в качестве источника сырьевых ресурсов для хозяйственных нужд. Несмотря на кажущиеся огромные запасы древесины в России, возможности экстенсивной эксплуатации лесных ресурсов в настоящее время исчерпаны. Переход к природе- и ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе является единственным путем, который может обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы. На это должны быть направлены все меры по изменению системы лесопользования, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.