Ученик как субъект учебной деятельности

Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. Типы неуспевающих учащихся: педагогически или социально запущенные дети, ослабленные дети, дети с несформированными умственными навыками. Типы неуспевающих учеников в зависимос­ти от обучаемости, отношения школьника к учению и сохранения им позиции школьника: низкая обучаемость, сочетающаяся с положительным отно­шением к школе и сохранением позиции школьника; высокое качество мыслительной деятельности, сочетающееся с отрицательным отношением к школе при частичной или даже полной утрате позиции школьника; низкая обучаемость, сочетающаяся с отрицательным отношением к школе и учению при частичной или полной утрате позиции школьника. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников по А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман: «хроническая неуспешность», «уход от деятельности», «негативистическая демонстративность», «вербализм», «интеллектуализм».

Психологические детерминанты отставания в учении. (Л.С.Славина): неправильно сформировавшееся отношение к учению; трудность усвоения учебного материала, что обычно на­зывают отсутствием способностей у ученика; отсутствие правильных навыков учебной работы; неумение трудиться, преодолевать трудности; неразвитость познавательных и учебных интересов. (3. Гильбух): педагогические (связанные с пове­дением педагогов и родителей; вызванные поведением самих учащихся); психологические; нейрофизиологические. Возрастные детерминанты отставания в учении: младшие школьники (готовность или неготовность ребенка к школе; особенности внимания; преобладание практического мышления; наличие познавательных интересов (или их отсут­ствие); мотивация достижения успеха; ведущий вид деятельности – учеба или еще игра); подростки (снижение интереса к учебе и преобладание общения со сверстниками как мотива посещения школы; развитие мышления, прежде всего логического, абстрактного; раз­витие (или отсутствие) общеучебных умений; чувство взрослос­ти; развитие самосознания; равнение на сверстника; интерес к противоположному полу; стремление занять свое место в группе, быть принятым и признанным; половое созревание и, как следствие, повышенная эмоциональность, ранимость; интерес к своей внешности; эгоцентризм); старшеклассники (направленность на будущую профессию, обучение в вузе; мотивация самоутверждения, саморазвития; отношение к учебе как средству достижения будущих целей; философствование, когнитивная демонстративность; поиск смысла жизни; тендерная идентификация; становление образа «Я»; самопознание; максимализм, негативизм, релятивизм; станов­ление чувства индивидуальности; самостоятельность; усиление чувства взрослости; развитие творческих способностей).

Основная литература

1. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. высш. учеб. заведений /М.Р. Битянова. – Сб.: Питер, 2010. – 368 с. (20 экз.)

2. Классическая социальная психология [Текст]: учебное пособие для вузов /под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2008. – 414 с. (20 экз.)

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.(20 экз.)

4. Немов, Р.С. Психология [Текст]. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб. для пед.вузов / Р.С. Немов. - 2005. 2003-1994. (37 экз.)

5. Немов, Р.С. Социальная психология [Текст] / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2010. – 432с. (20 экз.)

6. Никандров, В.В. Психология [Электронный учебник] / В.В. Никандров. - Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2009. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв.

7. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / под ред. Н.В.Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 399 с. (72 экз.).

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с. (20 экз.)

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 1997. – 704 с. (86 экз)

2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2011 (2 экз.) 2004 (6 экз.) 2000 (2 экз.). – 264 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А.Зимняя.- М.: Логос, 2001. – 480 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008 (21 экз.). – 464 с. 2005 (8 экз.) 2001(2 экз.) 1997 (1 экз.)

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] учеб. пособие для вузов / В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007 (20 экз.). – 640 с. 2009 (15 экз.).2006 (3 экз.).2004 (2 экз.). 2000 93 экз.).1999 (2 экз.). 1997 (2 экз.)

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высш. образование: МГППУ, 2008 (20 экз.). – 460 с. 2007 (10 экз.) 2000 (1 экз.)

7. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. для студ-в высших учеб. заведений /А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. – М.: Академия, 2009. – 240с. (10 экз.) 2002 (10 экз.) 2001 (95 экз.)

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология) [Текст]: учеб. для вузов по напр.и спец. психологии / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009 (49 экз.). – 349 с. 2007(20 экз.) 2004 (1 экз.) (всего 70 экз)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: