Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа в соответствии с требованиями и логикой проведения изучения научно-методических вопросов, как правило, должна иметь следующую структуру.

Титульный лист с названием темы и организации, где выполнена работа с указанием ее ведомственной принадлежности (приложение1).

Затем идут страницы с заданием на разработку дипломной работы (приложение 2).

Основной текст выпускной квалификационной работы обычно состоит из введения, двух или трех глав, заключения и библиографии.

Во введении дается обоснование выбора темы и ее актуальности. Оно, как правило, включает доказательства необходимости дополнения, совершенствования или внесения каких-либо изменений в существующие методики.

В первой главе обычно рассматриваются теоретические вопросы, необходимые для разработки методики. Эта глава, как и последующая (последующие) имеет свое название, отражающее содержание работы. Недопустимо давать общее название типа «Теоретическая часть». В этой главе, как правило, дается психолого-педагогическое обоснование используемых методик обучения, проводится анализ научно- методической, учебной и специальной литературы по изучаемому вопросу. Возможно использование опыта зарубежной школы.

Во второй главе содержится основной материал выпускной работы – разработанная методика, содержание и структура изложения учебного материала, описание предлагаемых дидактических средств, наглядных пособий, программных продуктов контрольных работ, тестов; разработка методики проведения уроков и их фрагментов; методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения самостоятельных практических работ, разработки, выполнения и защиты творческих проектов.

Техническая часть работы может состоять в описании способов решения инженерно-технических задач, возникающих при разработке учебного оборудования, моделей, макетов, технических средств обучения, приборов и устройств различного назначения.

В этой же главе дается материал по организации, проведению и анализу экспериментальной проверки предлагаемой методики. Можно ввести специальную главу для изложения этой важной части выпускной работы.

В заключении подводятся итоги проведенной работы, рассматриваются возможные варианты и средства их использования в школьной практике, а также перспективы дальнейшей разработки выбранной темы.

Список литературы или библиография содержит перечень используемой литературы (как правило, алфавитный, когда записи располагаются по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений)- книги, статьи, учебники для школы и вузов, методические разработки, нормативные материалы (учебные стандарты, планы, программы, профессиограммы, квалификационные характеристики и другие), диссертации и их авторефераты, научные монографии и другие источники.

В приложении может помещаться полный текст учебных программ, конспектов уроков, анкет, тестов, контрольных работ, образцы их выполнения, задания на выполнение творческих проектов, образцы работ, выполненных учащимися и другие материалы, отражающие содержание выполненной дипломником работы.

Результатом ВКР должен явиться подготовленный к практическому использованию материал; представленный в виде либо законченной методической разработки, либо статьи в научно-методическое издание, либо наглядных пособий, видеофильмов, образцов изделий с приложением чертежей и описанием технологии их изготовления и т.д.

Общая структура и содержание ВКР определяются заданием на дипломное проектирование, что может быть показано на примере темы «Методика воспитания и обучения учащихся... класса при изучении темы... на уроках технологии".

5.4.1 Задание на выпускную квалификационную работу

Изучить состояние проблемы и уточнить задачи исследования по теме выпускной квалификационной работы (познакомиться с учебно-программной документацией, психологической, педагогической и методической литературой, опытом работы школ и других учебных заведений).

Определить теоретические подходы к построению научно обоснованной методики обучения школьников выбранному курсу, разделу или теме программы технологии.

Разработать методику обучения выбранному курсу, разделу или теме по программе "Технология".

Описать цели, задачи и содержание обучения, составить календарно-тематический план и поурочные планы - конспекты изучения тем.

В соответствии с поурочными планами-конспектами определить материальное оснащение уроков. Для этого необходимо:

- подобрать изделия, которые будут изготавливать ученики, выполнить их чертежи;

- разработать технологию изготовления этих изделий, составить технологические карты;

- сконструировать приспособления для выполнения отдельных операций по изготовлению изделий;

- подготовить или создать наглядные пособия и средства организации учебной деятельности учащихся, по изучаемой теме;

- рассмотреть возможность использования технических средств обучения (ТСО) и современных информационных и телекоммуникационных технологий;

- изготовить образцы изделий, планируемых для выполнения учениками.

Методическая ценность работы возрастет, если изготовление изделий будет частью проектов учащихся. В этом случае необходимо дать обоснование выбора изделий с точки зрения их потребительских свойств, экономической целесообразности и возможности реализации.

При выдаче конкретного задания на дипломную работу выбирается раздел программы по технологии и тип учебного заведения (школа, гимназия, лицей, и т.д.), реальные условия которого будут учитываться при выполнении работы. Тема из образовательной области "Технология" может быть практически любой, но достаточной по объёму и разнообразию учебных задач. Школу желательно определять с учетом того, где будет проходил педагогическую практику студент - выпускник.

Если тема не содержит практической работы по изготовлению изделия или выполнению учебного проекта, то расчетно-техническую, графическую и практическую части выпускной квалификационной работы связывают с проектированием и изготовлением учебных наглядных пособий, TCО, приборов, моделей и т.д. по выбранному направлению учебно-научного исследования.

Помимо традиционной формы работы со студентами, когда каждый студент разрабатывает свою независимую тему, практикуется выполнение "коллективных" работ, когда каждый дипломник разрабатывает часть большой темы, имеющей важное практическое значение. Такая форма работы повышает ответственность студентов за выполнение своего задания, делает их работу более ритмичной, и дает возможность преподавателю проводить творческие семинары для решения возникающих проблем.

5.4.2 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

На титульном листе набирается фамилия, имя, отчество автора ВКР и название темы. Следующий лист содержит задание на разработку выпускной квалификационной работы: исходные данные, предполагаемое содержание и примерный объем дипломной работы, основную литературу и срок представления на рецензию. Задание подписывается руководителем и студентом с указанием дат.

Текстовой материал выпускной квалификационной работы рекомендуется готовить в пределах 60-65 страниц машинописного текста через 1,5 интервала (примерно 4 печатных листа), включая таблицы, графические иллюстрации и список литературы. Приложение нумеруется отдельно, его объем, как правило, не превышает объем основного текста.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть написан грамотным литературным языком. Для его написания используется бумага формата А4 (297х210 мм) или потребительского формата, близкого к А4. Текст печатается на пишущей машинке, набирается на ЭВМ. Поля страницы имеют следующие размеры: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, рамкой они не очерчиваются.

Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию, включая все иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики и т.п.). Первой страницей считается титульный лист, но он не нумеруется.

Заголовки разделов "Содержание", "Введение", Библиография" и "Заключение" не нумеруются.

Все иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, диафильмы и т.п.) обозначаются словом «Рис», которое пишется под иллюстрацией, и нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела, например, «Рис. 2.1» (первый рисунок раздела, глава 2). Под рисунком обязательно указывается его наименование.

Таблицы нумеруются также как рисунки, например: «Таблица 3.2» (вторая таблица третьего раздела).

Слово «Таблица» пишется вверху, с правой стороны над таблицей. Наименование или заголовок таблицы помещают ниже слова «Таблица».

В тексте к пояснительной записке помещают итоговые и наиболее важные таблицы. Иллюстрации и таблицы располагают после ссылки на них в тексте.

Формулы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер состоит из номера раздела и последовательного номера формулы в разделе, он проставляется справой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3.1) - первая формула третьего раздела.

Пояснение используемых символов и числовых коэффициентов приводится под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.

При использовании опубликованных или неопубликованных (рукописи) источников обязательна ссылка на авторов. Нарушение этой этической правовой нормы является плагиатом (от лат. plagiatus - похищенный). Ссылки на литературный источник даются в виде номера под которым он идет в списке литературы. Этот номер помещается в квадратные скобки, например: [9].

Правила оформления библиографии являются общими для всех специальностей и в данной работе не рассматриваются.

Графические материалы - чертежи, эскизы, схемы и диаграммы выполняются на бумаге стандартных форматов согласно ГОСТу 2.301-68 с основной надписью по ГОСТу 2.104-68. с помощью САПР (AutoCAD, Компас, и т.д.) При выполнении графических материалов используются ГОСТы масштабов (ГОСТ 2.302-68), типов линий (ГОСТ 2.302-68), изображений - видов, разрезов, сечений (ГОСТ 2.305-68), нанесение размеров (ГОСТ 2.307-68), спецификации (ГОСТ 2.108-68), требований к графическим материалам (ГОСТ 1.5-85, ГОСТ 2.319-81), видов, типов и правил выполнения схем - ГОСТ 2.701-86.

Распространенным в обучении вариантом графических работ являются иллюстрации, расположенные на планшетах. Информация на них должна отличаться доступностью и выразительностью. Планшет не рекомендуется перегружать текстом. Текстовая часть планшета должна быть выполнена четким шрифтом, свободно читаться на расстоянии не менее 3-5 м. Иллюстрированный материал, приводимый на планшете, призван дополнять текст, облегчать его восприятие и усвоение. Стенды, состоящие из нескольких планшетов, следует выполнять в едином стиле, Они должны сочетаться по размеру, цвету и композиционному решению.

Пояснительная записка должна быть сброшюрована.

На обложку наклеивается этикетка размером 60х100 мм с указанием вуза, вида документа, наименования факультета, номера учебной группы, специальности автора работы и года выполнения.

6. ПРЕДЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выполнение выпускной квалификационной работы, ее основных этапов осуществляется в 7 и 8 семестре обучения. До ухода студентов выпускников на педагогическую практику нужно выполнить подготовительную работу по разработке основной части разрабатываемой методики с тем, чтобы была возможность осуществить ее экспериментальную проверку.

Ход выполнения выпускной квалификационной работы контролируется заведующими кафедрами факультета. К концу 7-ro семестра в деканат сдаются сведения о студентах, не приступивших к выполнению дипломной работы или работающих недостаточно активно. В этом случае деканатом по согласованию с научным руководителем могут быть назначены обязательные консультации.

В качестве меры контроля по предложению научного руководителя студент может быть приглашен на заседание кафедры с отчетом о ходе работы. Кафедрам рекомендуется провести предварительные защиты выпускных квалификационных работ, итоги которых следует отразить в отзыве руководителя на работу выпускника.

Выпускная квалификационная работа с подписью на титульном листе зав. кафедрой, вместе с заданием, отзывом научного руководителя рецензией внешней и внутренней, с заявлением от студента (см. приложения 1,2,3,4,5) и приложениями сдается секретарю Государственной аттестационной комиссии (ГАК) не позднее, чем за 5 дней до даты защиты. Нарушение этого срока, а также некачественное выполнение выпускной квалификационной работы, отмеченное решением кафедры, ведет к снятию защиты и переноса ее на следующий учебный год.

7. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать все желающие. Преподавателям факультета и его выпускникам рекомендуется посещать заседания ГАК, участвовать в дискуссии. Процедура защиты выпускной квалификационной работы на открытом заседании ГAK происходит в следующей последовательности:

- представление выпускника (называются фамилия, имя, отчество, тема, научный руководитель);

- краткое сообщение выпускника о поставленных целях и задачах, полученных результатах и выводах, их теоретической и практической значимости (10-15 мин), сопровождается демонстрацией презентации ВКР на мультимедиа проекторе;

- вопросы членов ГАК и присутствующих на защите к выпускнику;

- оглашение отзыва руководителя и рецензии;

- ответы студента на сделанные замечания;

- обмен мнениями по работе, в которой могут принять участие члены ГАК, руководитель, консультант, рецензент заключительное слово автора работы, в котором он может разъяснить положения, вызвавшие неясность или возражения, дать необходимые справки, привести дополнительные аргументы, поблагодарить руководителя, преподавателей и рецензентов за помощь в работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: