Антропометрические требования

4.1.Антропометрическое требование проявляется по разному в зависимости от назначения зала (кино, театр, концертный зал, аудитория).В кинотеатрах требуется обеспечить видимость только вертикальной плоскости — экрана, в театре — всей сцены, но без обязательного обозрения ее пола, в аудиториях, предназначенных для демонстрации опытов, обязательно должна быть видна и горизонтальная плоскость стола. Одним из условий правильного расположения зрительных мест в вертикальной проекции зала, обеспечивающего хорошую видимость, является беспрепятственное прохождение луча, направленного от глаза зрителя к обозреваемому объекту. Достигнуть этого можно устройством пола с местами для зрителей с таким уклоном, чтобы луч от глаза зрителя проходил на расстоянии в среднем 12 см выше глаза впереди сидящего зрителя.

Подъем рядов может нарастать по наклонной прямой, по кривой наименьшего подъема, по ломаной линии, вписанной в кривую наименьшего подъема. Наиболее целесообразен последний способ, так как первый предопределяет значительный подъем задних рядов, а устройство пола по кривой с наименьшим подъемом, то есть с переменным профилем (а следовательно, и высотой ступеней), затрудняет эксплуатацию зала. Кривую подъема можно определить математическим или графическим методом. В первом случае на разрезе зала, вычерченном в крупном масштабе (например, 1: 20, но не менее 1: 50), выше глаза сидящего в первом ряду зрителя откладывается 12 см. Полученную точку соединяют прямой с точкой, видимость которой требуется определить (в кинотеатрах с линией нижней кромки экрана), и продолжают до пересечения с вертикалью, условно изображающей зрителя последующего ряда (расстояние между рядами при этом принимается по нормам проектирования соответствующих залов); эта точка пересечения будет фиксировать положение глаза зрителя второго ряда и т. д. Полученные таким образом точки подъема всех рядов соединяют линией наименьшего подъема, которую расчленяют на ряд прямолинейных отрезков.

4.2. Следует, однако, учитывать, что при устройстве наклонного пола, а тем более при чрезмерном увеличении угла его подъема увеличивается объем здания, усложняется его архитектурно-конструктивная схема (в частности проходов и выходов), а поэтому устройство наклонного пола ограничивается нормами проектирования соответствующих зрелищных предприятий. Расположение зрительных мест на плане зала из условия хорошей видимости устанавливается в вертикальной и горизонтальной проекциях определенными углами зрения, выражающими границы расположения крайних мест. Образуются границы лучами, проведенными от глаз находящихся в крайних рядах зрителей к наиболее удаленной от них точке демонстрируемой плоскости. При этом угол между лучом и плоскостью должен быть не менее 45°. При нарушении этого условия, т. е. если луч зрения будет падать на обозреваемую плоскость под чрезмерно острым углом, зритель увидит предмет изображения в сильно искаженном виде. Кабель NYM (конкорд) применяют для ведения монтажа электросети и для внешнего и внутреннего обеспечения здания абсолютно различного назначения. Существуют ограничения лишь для укладки кабеля этого вида прямо в грунте и на солнечной стороне объекта непосредственно. В таком случае нужны защитные конструкции необходимого типа.

4.3. Необходимая видимость достигается путем расчета размеров залов с учетом количества зрительных мест. Так, для кинотеатров глубина зала определяется с учетом предельной видимости 42 м. При большей его глубине нарушается синхронное (одновременное) восприятие зрителем звука и изображения — звук запаздывает.

Расположение мест (сплошное, групповое, рядовое) определяется соответствующими нормами. При расчете профиля расположения зрительских мест с учетом видимости необходимо учитывать, что уровень глаз сидящего зрителя над полом принимается 1,15 м (средняя величина, установленная на основе антропометрических измерений). Расстояние между уровнем глаз зрителя и верхней точкой его головы, непосредственно над которой проходит луч зрения сидящего сзади зрителя, установлено для зрителей без головных уборов равным 0,12 м; для зрителей в головных уборах — 0,15 м. В театрах и концертных залах с = 0,06…0,08 м.

Беспрепятственная видимость достигается при размещении рядов зрительских мест по следующим видам поверхностей прямолинейной наклонной, где высота подступенка для всех рядов мест будет одинаковой; криволинейной, создающей наименьший подъем мест при сохранении постоянного значения с, однако r будет переменной; ломаной, при которой профиль поверхности зала делят на несколько крупных групп зрительских мест, в пределах каждой из которых места размещают по прямой наклонной плоскости.

4.4. При расчете видимости, например, в залах кинотеатров горизонтальный угол, образуемый лучом зрения, направленным с крайнего места первого ряда к противоположному краю экрана, должен составлять с плоскостью обычного экрана не менее 45°, а с хордой, стягивающей дугу широкого экрана, — не менее 32°, В театральных и концертных залах места для зрителей располагают в пределах горизонтального угла, равного 45° и образованного лучами, проведенными через боковые грани портала под углом 22°30 к продольной оси зала и сцены.

4.5. При проектировании аудиторий, залов собраний, концертных и театральных залов и кинотеатров необходимо также создавать такие условия передачи звука, которые обеспечивали бы наилучшую слышимость музыки и речи.

Распространение звука в помещении имеет свои законы. Звуковая волна, встречая на пути преграды (стены, потолки, мебель, людей), частично поглощается их материалом, частично отражается и достигает новых преград, постепенно затухая. Многократное отражение звука вызывает продление его слышимости уже после того, как источник звука перестал звучать. Это явление называется реверберацией, которое измеряется секундами или долями секунд. Время реверберации звука определяется расчетом и устанавливается нормами. Небольшая реверберация улучшает акустические свойства помещения, а слишком длительная становится вредной, так как вызывает ощущение шума. Если она превышает допустимую, то ее уменьшают введением звукопоглощающих поверхностей — мягких занавесей, акустических потолков и стен, мягкой мебели и т. д. Если реверберация мала, то вводят, наоборот, гладкие отражающие поверхности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: