Такова их взаимосвязь. Но когда функционирование не обслуживает продуктивность
деятельности, то, что бы оно ни делало, оно ее разрушает. Понимание психологической природы деятельности и функционирования позволит руководителю быть успешным в управлении персоналом.
Эффективной деятельность руководителя по управлению персоналом можно считать, если он способен:
достичь целей своей организации и \ или какого-то ее подразделения, используя
соответствующую дисциплину и адекватный персонал;
уметь заставить персонал выполнять работу, т.е. понимать и достигать целей,
соответствующих целям организации;
хорошо разбираться во всем, чем занимается персонал, и помочь ему эффективно
выполнять должностные обязанности, соответствовать своему статусу в организации;
планировать различные операции и действия для образования новой потребности в
продукции предприятия на рынке или для удовлетворения старых потребностей, и
использовать для этих целей персонал;
|
|
совершенствовать понимание персоналом своей должности и обязанностей, а также
способствовать росту его заинтересованности в своей деятельности на этой должности значительной степени зависит от уровня заинтересованности работников в этом.
Главная причина различия поведения сотрудников - их разные потребности и цели.
Социальные, культурные, наследственные и трудовые факторы влияют на мотивацию. Для того, чтобы понять систему мотивации, руководителям надо выяснить потребности подчиненных.
Потребность - состояние нужды организма, личности в чем-либо, что обеспечивает
равновесие организма.
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком поведения, под воздействием
внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов
Стимул –внешнее воздействие на человека, отражаемое им, как мотив.
Мотив – побуждение к действию, к деятельности.
Стимулирование – это процесс активизации деятельности персонала, повышения его
заинтересованности в реализации целей и решении задач, стоящих перед организацией.
Процессы мотивации могут не только совпадать, взаимоусиливаться, но и противостоять
друг другу. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Одним из самых значимых моментов при определении стратегии организации является
разработка техники мотивации. Она должна способствовать развитию у персонала чувства
ответственности и успеха в их работе. Политика и методы мотивации и стимулирования
|
|
необходимо тесно увязать со стратегическими целями и задачами организации.
Знание структуры основных мотивов, характерных для работников, и возможностей фирмы для их реализации позволит сформировать концепцию стимулирования в организации, адекватную ее стратегическим целям.
Виды стимулов.
Денежные стимулы — все виды денежных вознаграждений: оплата по тарифу;
доплаты, надбавки и компенсации; текущие премии за основные результаты
деятельности, специальные системы премирования; бонусы, годовые
вознаграждения и т.п.
Неденежные стимулы (с точки зрения сотрудников фирмы) — оплата фирмой
юридической помощи сотрудникам; оплата медицинских услуг; оплата расходов на
транспорт; выплаты ритуального характера; дотации на питание; повышение в
должности без изменения заработной платы; предоставление особо отличившимся в
деле развития фирмы сотрудникам оплаченного увеличенного отпуска и т.п.
Индивидуальные стимулы (могут быть денежного и неденежного характера) —
премирование за выслугу лет через 5, 10 и более лет; стимулирование
рационализаторства; вознаграждение за высокий рейтинг; поощрения за достижения
в соревновании; углубление дифференциации; карьерный рост и т.п.
Коллективные стимулы — ориентация коллективов различного уровня на
достижение конечных результатов; децентрализованное распределение средств на
вознаграждение и т.п.
Внутренние стимулы — использование личностных мотивационных установок:
отношение к делу, моральные обязательства и т.п.
Внешние стимулы — использование возможностей организации для усиления
мотивации и управления ею: действия других людей, предоставляющиеся
возможности.
Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию:
1. Многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (самовыражение).
2. Ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой
(активизирующий фактор).
3. Собственное ощущение важности работы (ценность, статус – центральный фактор мотивации).
4. Обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от
руководителя, коллег, подчиненных. Мнение о работе других увеличивает мотивацию, в то время как «ничего-не-говорение» снижает чувство удовлетворенности.
5. Самостоятельность. Сбалансированность власти и ответственности существенно влияет на удовлетворенность работой. Самодисциплина - это цена свободы. Обычно люди готовы
заплатить эту цену.
Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же
должности. Это имеет отношение ко всем, вступающим в новую должность: и к тем, кто начинает трудовую деятельность, и к тем, кто уже имеет значительный стаж работы.
Поддерживают мотивацию следующие факторы:
1. Систематические проверки сроков работы персонала на одной должности. Плановое
горизонтально перемещать по службе с интервалом примерно в пять лет. Подвижки
нужно сделать престижными.
2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок.
3. Активное структурное планирование организации и применение гибких
организационных форм (проектная, матричная организация).
4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и
творческого подхода.
5. Реализация новых форм взаимодействия: производственная демократия, беседы
руководителя с подчиненными и др.
Каждому – и тому, кто только вступил в трудовую жизнь, и тому, кто работает уже долго, хотя бы 10 лет, - нужно осознанно и вовремя заботиться о собственной мотивации к работе, к жизни. Наличие подъемов и спадов, успешных периодов и кризисных – неотъемлемое качество жизни в целом и трудовой в частности.
|
|
4. Факторы, способствующие собственной мотивации к жизни и работе:
Не попадать на «беличье колесо». Бег в нем никогда не кончается. По мере роста опытности работы будет все прибавляться. Проявить настойчивость и взять в свои руки использование собственного времени.
Резервировать достаточно времени для достижения ключевых конечных целей. Делать только самую важную работу с точки зрения конечных целей.
Поддерживать наиболее важные, с точки зрения достижения конечных результатов,
организационные и человеческие контакты.
Заниматься тем, что действительно привлекает, что обогащает жизнь. Поддерживать
соответствующие контакты. Не соглашаться из вежливости или по дружбе на все, о чем
хорошо попросят.
Необходимо понять, что значительную часть мотивации к жизни мы получаем от семьи.
Нельзя торопиться при общении с членами семьи.
Иметь друзей на работе, вне работы. Поддерживать и оберегать дружеские отношения.
Дружеские взаимоотношения внесут многое в содержание и мотивированность жизни.
Занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным проблемам и ценностям. Что же мы действительно ценим и чего хотим от жизни?
Практические советы по обеспечению собственной мотивации на работе
♦ Нужно позаботиться о том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным.
♦ Относиться положительно к работе и жизни. Например, организовать на рабочем месте кружок «люби понедельник».
♦ Сделать приятным свое окружение на работе.
♦ Позаботиться о том, чтобы работа существенно менялась с интервалом 5 – 7 лет.
♦ С помощью творческих увлечений можно сделать самомотивацию многосторонней и
поддерживать душевную бодрость. Активно развивать себя, используя сильные качества и
укрепляя слабые. Позаботиться о том, чтобы был личный план развития.
♦ Определить для себя на ближайшие годы на основе собственных потребностей альтернативные варианты продвижения по службе. Определить мероприятия, с помощью которых осуществление альтернативного варианта карьеры будет наиболее вероятным. Составить временной план осуществления этих мероприятий.
|
|
♦ Быть откровенным с коллегами и осуществлять обратную связь по их достижениям и
отношению к вам. Требовать от них достаточно качественной обратной связи в целях развития собственной работы и мотивации. Не замыкаться в себе, идти к другим.
♦ Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Значительным мотивирующим вознаграждением может быть возможность самостоятельно распределять время, сознательный уход от стрессовых ситуаций, четкая информированность о возможностях успеха.
Мы сами несем ответственность за свою жизнь, за мотивацию к работе. Ведь мотивация – это процесс, который происходит внутри человека, заставляя его вести себя в той или иной ситуации определенным образом. Следовательно, понимая процесс мотивации, мы можем значительно лучше понять как себя, так и поведение людей, с которыми мы общаемся в различных ситуациях.